на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ОДОЕВСКИЙ Владимир Фёдорович [1 (13) VIII 1804, Москва - 27 II (11 III) 1869, там же], князь - рус. писатель, философ, муз. теоретик, критик, учёный. Происходил из старинного дворянского рода. Образование получил в Моск. университетском благородном пансионе (1816-22). Был одним из организаторов и председателем (1823-25) Об-ва любомудрия - первого в России философского кружка. В 1823 сблизился с В. К. Кюхельбекером, вместе с ним издавал альманах «Мнемозина» (1824-25), где опубликовал несколько статей по философии. Увлекаясь философскими идеями Ф. В. Шеллинга, пытался построить систему «философии музыки», частично реализовав свой замысел в трактатах «Опыт Теории Изящных Искусств, с особенным применением оной к Музыке» и «Гномы XIX столетия» (не завершены). Влияние идей декабризма (его двоюродный брат - поэт-декабрист А. И. Одоевский), а также сближение с А. С. Пушкиным, А. С. Грибоедовым, Д. В. Веневитиновым способствовало формированию демократич. взглядов О. на литературу и искусство. В 1826-62 жил в Петербурге, затем снова в Москве, попеременно занимая высокие должности в министерствах внутр. дел, гос. имуществ, в Сенате и др. Служил в цензурном комитете (с 1826), с 1846 помощник директора Публ. библиотеки и директор Румян-цевского музея в Петербурге (до перевода последнего в Москву), в 60-е гг. сенатор в Москве. Дом О. в Петербурге был одним из культурных центров рус. столицы. В лит.-муз. вечерах участвовал М. И. Глинка, с которым О. связывала дружба. Свидетельством их идейно-творч. близости явился совместный проект издания муз. журнала в кон. 30 - нач. 40-х гг. (не осуществлён). В этот период общался также с М. Ю. Лермонтовым, В. Г. Белинским, Н. В. Гоголем. С юных лет принимал участие в лит.-художеств. жизни Москвы, затем Петербурга. Сотрудничал в журн. «Вестник Европы», «Московский телеграф» (руководитель отдела муз. фельетона) и «Сын отечества» (до 1826), «Московский вестник» (1827-30), «Отечественные записки» (совм. с Белинским, 1839-1848), в пушкинском «Современнике» (с кон. 30-х гг.), «Искре» (60-е гг.) и др. С кон. 50-х гг. усилилась обществ. деятельность О. Он участвовал в организации РМО (был его почётным членом, входил также в состав Совещательной комиссии Петерб., затем Моск. отделения РМО), Петерб. и Моск. консерваторий, в работе разл. уч. заведений. Был одним из инициаторов бесплатного класса хор. пения при Моск. отделении РМО (открыт в 1864). В 60-е гг., выступая против засилья итал. оперы, О. активно боролся за создание в Москве постоянного рус. оперного театра. Был в числе организаторов (совм. с А. Н. Островским, Н. Г. Рубинштейном, П. М. Садовским и др.) «Артистического кружка» (1865). С целью распространения и популяризации муз.-теоретич. знаний выступал с лекциями и докладами, издал «Музыкальную грамоту, или Основания музыки для немузыкантов» (1868), составлял методич. пособия. Один из просвещённых деятелей своего времени, О., помимо философии, литературы, музыки, обладал большими знаниями в области точных, естеств. и прикладных наук. Писал о юриспруденции, математике, физике, географии, истории, педагогике, финансах, медицине и др. Был также одним из первых популяризаторов науч. знаний в народе. С этой целью издавал совм. с А. П. Заблоцким-Десятковским журнал для крестьян «Сельское чтение» (статьи О. в увлекательной форме излагали начатки химии, физики, арифметики, истории). Однако среди его многообразных интересов и влечений главное место занимали литература и музыка. О. принадлежит видное место в развитии рус. литературы. О его лит. таланте положительно отзывались Пушкин, Кюхельбекер, Белинский, Гоголь. Одним из первых в рус. художеств. литературе обратился к темам муз. творчества и образам музыкантов («Последний квартет Бетховена», 1831; «Себастьян Бах», 1835). Лит. критик и публицист, О. сыграл выдающуюся роль в борьбе за признание комедии Грибоедова «Горе от ума», в кон. 40-50-х гг. был в числе первых, высоко оценив- ших творчество Гоголя, А. Н. Островского, M. E. Салтыкова-Щедрина. Музыка - одна из наиболее постоянных и существ. сторон творч. деятельности О. Ещё в годы учёбы в пансионе он прославился как композитор и пианист. Его муз. руководителем был преподаватель музыки Д. И. Шпревиц (Шпревич). В 20-х гг. в Петербурге О. брал уроки фп. игры у Дж. Филда. По некоторым сведениям, в 1826-27 занимался теорией музыки и композицией у И. Г. Миллера. Соч. О. - органные фантазии, фуги, каноны и др. - обнаруживают дарование композитора-полифониста. Был автором музыки к водевилям («Жизнь холостого», 1825), аранжировал музыку из оперы «Отелло» Россини для драм. спектакля (1836, Александринский театр). О. - один из основоположников рус. классич. музыковедения. Огромен его вклад в историю и теорию музыки: работы о творчестве рус. и заруб. композиторов и исполнителей, заметки и рецензии о текущей конц. жизни Москвы и Петербурга, исследования в области рус. нар. музыки, др.-рус. церк. пения, муз. педагогики и др. (часто печатался под псевд.: О. О. О., К. В. О., Аб. Ир., W. W., Ь. Ъ. Й., Любитель музыки и др.). Традиции передовой рус. литературы, нашедшие место в лит.-публицистич. творчестве О., в известной степени определили осн. идейную направленность его муз.-критич. статей - глубокое понимание народности и обществ.-воспитат. роли искусства. О. теоретически обосновал реалистич. принципы рус. муз. классики. Ближайший друг и вдохновитель мн. рус. музыкантов (в числе их - А. Н. Верстовский, А. А. Алябьев, М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, A. Н. Серов), О. вместе с ними участвовал в становлении и развитии рус. нац. композиторской школы, способствовал утверждению мирового значения отечеств. музыки. Уже статьи 20-х гг. охватывают широкий круг явлений. О. освещает муз. жизнь Москвы и Петербурга, полемизируя с противниками рус. музыки (отстаивает творчество Верстовского и Алябьева). Расцвет муз.-критич. деятельности О. (30-е гг.) связан с творчеством Глинки. О. первым дал исторически прозорливую и верную оценку Глинке как композитору, который «начал новый период в искусстве - период русской музыки». В статьях, посв. операм «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», сформировалась центр. проблема классич. рус. критики - проблема народности как цельного и глубокого выражения нар. характера. Высоко оценил О. и симф. произв. Глинки. Большое внимание уделил О. творчеству Даргомыжского, М. А. Балакирева (50-е гг.), Серова (60-е гг.), с теплотой отзывался о первых произв. П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова. О. принадлежат также работы о творчестве И. С. Баха, Л. Бетховена, B. А. Моцарта, Й. Гайдна, К. М. Вебера. Он высоко оценил искусство совр. ему заруб. композиторов (Г. Берлиоза, Ф. Листа и др.), высказал верные критич. замечания об оперном стиле Р. Вагнера. О. много сделал для утверждения и развития в России проф. исполнительского искусства. Выступая против бессодержательной виртуозности, он пропагандировал мастерство талантливых отечеств. и заруб. музыкантов. Эстетич. воззрения О. в некоторых случаях не лишены известной односторонности. Напр., изучая старинный пласт рус. песни, О. в то же время недооценивал гор. песенно-романсовую культуру, а также связанное с ней творчество Д. Н. Кашина, А. Л. Гурилёва, А. Е. Варламова. О. несколько преувеличивал художеств. достоинства опер Серова (в частности, «Рогнеды»); чрезмерная критичность присуща его суждениям об итал. опере (Дж. Верди, В. Беллини, Дж. Россини), что было вызвано сложностью обществ. условий, в которых протекала борьба за утверждение рус. нац. композиторской школы. О. внёс также большой вклад в развитие рус. муз. теории. Он поставил сложные вопросы мелодич., ладового и ритмич. своеобразия нар. песни - важнейшего источника рус. классич. музыки. Много (особенно в 60-е гг.) занимался историей, теорией и палеографией др.-рус. певч. искусства и знаменной нотации (с 1862 творчески общался с Д. В. Разумовским, готовил материалы к 1-му Археологич. съезду). Собрал ценную коллекцию др.-рус. певч. рукописей, сборников нар. песен. Одним из первых рассматривал рус. нар. песню и др.-рус. церк. музыку как явления, сложившиеся на единой мелодич. и ладовой основе. Им написаны также статьи о музыке (в т.ч. по теории) для «Энциклопедического лексикона» А. А. Плюшара (т. 7-14, 1836-38) и «Энциклопедического словаря, составленного русскими учеными и литераторами» (1861). О. переработал и дополнил «Музыкальную терминологию» А. Гарраса (изд. под назв.: «Карманный музыкальный словарь. Второе издание музыкальной терминологии А. Гарраса, исправленное и умноженное», 1866), опубликовал письма Глинки («Русский архив», 1869, т. 2, стлб. 341-48); с ним советовался Разумовский при написании кн. «Церковное пение в России» (вып. 1-3, М., 1867-69). Увлекаясь муз. опытами и изобретениями, О. сконструировал орган «Себастьянон» (кон. 40 - нач. 50-х гг.) и 19-ступенный энгармонич. клавесин. Труды О. оказали большое и плодотворное воздействие на дальнейшее развитие муз. науки. В сфере влияния его идей формировалась деятельность крупнейших муз. критиков и учёных 2-й пол. 19 в. - А. Н. Серова, Г. А. Лароша. Горячий поборник творчества Глинки, О. заложил, в частности, фундамент рус. науч. глинкианы.
Соч.: К редактору Вестника Европы, «Вестник Европы», 1822, No 8, с. 313-17; Несколько слов о кантатах Верстовского (письмо к редактору), там же, 1824, No 1, с. 64-69; О музыке в Москве и о московских концертах в 1825 году, «Прибавление к Московскому телеграфу», 1825, No 8, с. 129-37; Последний квартет Бетховена, в сб.: Северные цветы на 1831 год, СПБ, 1830, с. 101-19; Дон-Жуан, опера Моцарта, представленная на Александрийском театре 22 октября, в бенефис г-жи Карл, «Северная пчела», 1833, No 245; Себастьян Бах, «Московский наблюдатель», 1835, ч. 2, [май, кн. 1], с. 55-112; то же, в кн.: Соч. князя В. Ф. Одоевского, ч. 1 - Русские ночи, СПБ, 1844 (с авторскими исправлениями и доп.); Смесь [о 9-й симфонии Бетховена в связи с исполнением в концерте Филармонич. общества], «Северная пчела», 1836, No 55; Письмо к любителю музыки об опере г. Глинки: Жизнь за царя, там же, 1836, No 280; Второе письмо к любителю музыки об опере Глинки: Жизнь за царя, или Сусанин, там же, 1836, No 287-88; то же, «РМГ», 1903, No 16, стлб. 437-43; О новой сцене в опере «Жизнь за царя», соч. М. И. Глинки, «Литературные прибавления к Русскому инвалиду», 1837, No 41; Еще о представлении «Нормы», там же, 1837, No 43; [О скрипачах-гастролерах Вьётане, Липиньском, Арто, Уле Булле], там же, 1838, No 12; Письма в Москву о петербургских концертах, «Спб. ведомости», 1839, No 25, 41, 48, 50, 56, 59, 69; Реквием Берлиоза в концерте г. Ромберга, там же, 1841, No 48; «Руслан и Людмила», там же, 1842, No 260; Записки для моего праправнука о литературе нашего времени и о прочем (письмо г. Бичева - Руслан и Людмила, опера Глинки), «Отечественные записки», 1843, т. 26, No 2 (Смесь), с. 94-100; Последний концерт Рубинштейнов, «Русский инвалид», 1844, No 69; Замечательный концерт г-на Л. Маурера, сегодня, в среду, 28 марта, в Большом театре [о музыке Глинки и Бетховена], там же, 1845, No 69; Берлиоз в Петербурге, «Спб. ведомости», 1847, No 49; Концерт Берлиоза в Петербурге (письмо к М. И. Глинке), там же, 1847, No 51; то же, «РМГ», 1903, No 49, стлб. 1213-17; О Русских концертах Общества посещения бедных в музыкальном отношении [о симф. произв. Глинки], «Спб. ведомости», 1850, No 80; Письмо кн. В. Ф. Одоевского к издателю об исконной великорусской музыке, в сб.: Калики перехожие. Сб. стихов и исследование П. Бессонова, ч.2, вып. 5, 1863, с. I-XI; Старинная песня, «Русский архив», 1863, вып. 2, стлб. 107-11; Вагнер в Москве, «Современная летопись. Воскресные прибавления к Московским ведомостям», 1863, No 8; Рихард Вагнер и его музыка, там же, 1863, No 11, с. 11-16; Заметка о пении в приходских церквах, «День», 1864, No 4; Из бумаг князя В. Ф. Одоевского. Примечание к письму М. И. Глинки к В. Ф. Одоевскому (1846-1849) [о фактах, связанных с первой пост. «Ивана Сусанина»], «Русский архив», 1864, No 7-8, стлб. 841-42; Бесплатный класс простого хорового пения Русского музыкального общества в Москве, «День», 1864, No 46; К делу о церковном пении, «Домашняя беседа», 1866, вып. 27 и 28; Музыкальная грамота или Основания музыки для не-музыкантов, вып. 1, М., 1868: Лучше поздно, нежели никогда [о постановке «Руслана и Людмилы» в Москве], «Московские ведомости», 1868, No 19; Перехваченные письма, «Современные известия», 1868, No 99; Письма М. И. Глинки к К. А. Булгакову. Предисл. [В. Ф. Одоевского к истории творч. взаимоотношений О. и Глинки], «Русский архив», 1869, т. 2, стлб. 341-48; Краткие заметки о характеристике русского церковного православного пения, в кн.: Труды первого Археологического съезда в Москве, 1869, т. 2, М., 1871, с. 476-80; Различие между ладами (Tonarten, tons) и гласами (Кirchen-tonarten, tons d'йglise), там же, с. 481-84; Мирская песня, написанная на восемь гласов крюками с киноварными пометами, там же, с. 484-91; Новые материалы для биографии М. И. Глинки. Два письма князя В. Ф. Одоевского с примечаниями В. В. Стасова, «ЕИТ», 1894, сезон 1892-1893; Избр. муз.-критич. статьи, М. - Л., 1951; Статьи о М. И. Глинке, М., 1953; Лагруа в роли Донны Анны [о драматургии оперы «Дон Жуан» Моцарта и трактовке образа Донны Анны], «СМ», 1955, No 10; Музыкально-литературное наследие, общая ред., вступ. ст. и прим. Г. Б. Бернандта, М., 1956.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь