на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ОКТЕТ (итал. ottetto, франц. octette или octuor, англ. octet, от лат. octo - восемь). 1) Сочинение для 8 солистов-инструменталистов, реже для 8 певч. голосов. Вок. О. обычно пишутся с сопровождением разл. составов - от фп. до целого оркестра [образец - «Песнь духов над водами» («Gesang der Geister ьber den Wassern») Шуберта на текст И. В. Гёте для 8 мужских голосов, 2 скрипок, 2 виолончелей и контрабаса, ор. 167]. Ансамблевые соч. для 8 инструментов создавались ещё во 2-й пол. 18 в., в числе авторов - Й. Гайдн, В. А. Моцарт, молодой Бетховен (ор. 103, опубл. в 1830); однако эти произв. по жанру примыкают к дивертисменту и серенаде. Название О. вошло в обиход лишь в 19 в. Инстр. О. 19-20 вв., как правило, представляют собой многочастные камерные произв. в форме сонатного цикла. Струн. О. по составу обычно идентичен двойному квартету; последний, однако, основывается на противопоставлении двух квартетных составов, тогда как в струн. О. инструменты комбинируются свободно (О. ор. 20 Мендельсона, ор. 11 Шостаковича). Встречаются и дух. О. (Octuor Стравинского для флейты, кларнета, 2 фаготов, 2 труб, 2 тромбонов). Более распространены О. смешанного состава (Шуберта - О. ор. 166 для 2 скрипок, альта, виолончели, контрабаса, кларнета, валторны, фагота; Хиндемита - О. для кларнета, фагота, валторны, скрипки, 2 альтов, виолончели и контрабаса). 2) Ансамбль 8 солистов-инструменталистов, предназначенный для исполнения произв. в жанре О. (см. значение 1). Как устойчивые коллективы исполнителей О. встречаются редко и обычно составляются специально для исполнения определ. сочинения.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь