на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ОПЕРА КОМИК (франц. opera comique - комич. опера) - французская разновидность комической оперы, сложившаяся в сер. 18 в. Господствовавшие на франц. сцене «большие» героико-мифологич. оперы Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо к тому времени перестали соответствовать вкусам и требованиям новой, более демократич. бурж. аудитории. Из «больших» опер был изгнан комедийный элемент, получавший муз. воплощение лишь в рамках драм. спектаклей гл. обр. театра «Комеди Итальенн» и особенно ярмарочных театров Парижа. Ярмарочные спектакли, остросатирич. по направленности, высмеивающие нравы «высших» слоёв общества, а также зависимое от вкусов аристократии искусство привилегированных театров (в частности, «Корол. академии музыки»), преследовались правящими кругами. Термин «комич. опера» утвердился в ярмарочном театре в связи с пародиями на большую оперу (1715). Первоначально осн. авторами комич. опер были драматурги А. Р. Лесаж, Дорневаль, А. Пирон, Ш. С. Фавар, с которыми сотрудничали комп. К. Жилье, Ж. Муре, П. Ф. Л'Аббе и др. В 40-х гг. 18 в. в пьесах Фавара смягчился фарсово-сатирич. элемент, появились «благородная чувствительность», «пейзанская» тематика, одноврем. он стал шире и гибче использовать бытующие водевильные напевы. Формированию жанра О. к. способствовала пост. в 1752 в Париже оперы-буффа «Служанка-госпожа» Перголези, встретившей горячую поддержку со стороны крупнейших деятелей франц. Просвещения (см. «Война буффонов»). Важную роль в утверждении нового типа муз. спектакля сыграла радикально-демократизированная (легендарных героев сменили простые люди с их повседневными интересами) пастораль Ж. Ж. Руссо «Деревенский колдун» (1752), написанная в форме итал. буффонной интермедии с речитативами. С этого времени началось развитие франц. комич. оперы как собственно муз.-театр. жанра, авторская гегемония перешла к композитору. С кон. 1750-х гг. в Париже работал итал. комп. Э. Р. Дуни, написавший ряд произв. в жанре О. к. (оперы «Два охотника и молочница», 1763; «Жнецы», 1768, и др.). В отличие от итал. оперы-буффа, в О. к. утвердилось чередование муз. номеров с разговорными диалогами, она приобрела большую социальную заострённость и разнохарактерность тематики (от бытового реализма до сказочной феерии и экзотики). В 60-х гг. 18 в. О. к. сблизилась с бурж. сентиментальной «серьёзной комедией». Это стимулировало муз.-драматургич. усложнение партитур, связанное с общими достижениями классич. симфонизма, особенно у Ф. А. Филидора («Том Джонс», 1765), П. А. Монсиньи («Дезертир», 1769), А. Э. М. Гретри («Люсиль», 1769) и др. Эти композиторы в сотрудничестве с либреттистами Фаваром, Ж. Ф. Мармонтелем и особенно М. Ж. Седеном создали яркие образцы нац. комич. оперы. В 70-80-х гг. Гретри значительно раздвинул образно-художественную сферу О. к., внёс в неё черты лирич. поэтизации и предромантич. колористичности (историко-легендарная опера «Ричард Львиное сердце», 1784, и др.). Отсюда (а также от реформированной К. В. Глюком лирической трагедии) пролегли пути к «опере спасения». На рубеже 18-19 вв. значит. успех имели произв. А. Н. Дезеда, Н. Далейрака, Э. Мегюля. В 1-й пол. 19 в. выделялись комич. оперы А. Буальдьё («Белая дама», 1825), Ф. Герольда («Цампа», 1831), Н. Изуара, А. Адана и особенно Ф. Обера (яркий образец жанра О. к.-»Фра-Дьяволо», 1830), которым свойственны черты романтизма. В дальнейшем за О. к. сохранились лишь внешние, формальные черты этого жанра (использование разговорных диалогов). В рамках О. к. была создана трагедийная опера «Кармен» Бизе (1875). С О. к. генетически связаны лирическая опера и оперетта, ответвившиеся от неё в сер. 19 в.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь