на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ОРТИС (Ortiz) Диего (ок. 1510, Толедо - г. смерти неизв.) - испанский композитор, муз. теоретик и исполнитель на басовой виоле да гамба (т.н. виолон). С 1550-х гг. жил в Италии. В 1555-70 руководил капеллой при дворе герцога Альбы в Неаполе (состояла гл. обр. из исп. музыкантов). В историю музыки вошёл как один из первых теоретиков и практиков инстр. варьирования (т.н. диференсиас), принцип которого изложен в его осн. труде - «Трактате о глосах…» (изд. в Риме; позднее неоднократно переиздавался в Германии); здесь он всесторонне разработал систему импровизац. варьирования. Трактат состоит из 2 книг; в 1-й излагаются правила исп. каденций и украшений, каждое из которых иллюстрируется небольшим фрагментом муз. произв. или отд. нотным примером; 2-я кн. включает соч. самого О. (17 ричеркаров для виолона и клавесина) и др. композиторов 16 в. Поставив задачу выработать правила импровизац. варьирования при ансамблевой игре на виолоне и клавесине, О. рассматривает 3 вида исполнения: оба музыканта импровизируют на данной основе; мелодия варьируется на виоле, клавесин аккомпанирует по аккордовой основе; произв. исполняется на клавесине, на виолоне играется варьированно один выбранный музыкантом голос. Приведённые в трактате соч. О. демонстрируют развитую систему композиции. Сложнейшая по ритмике партия виолона во всех образцах даётся в 1-голосном изложении. Партия сопровождения отличается простотой фактуры. Несмотря на 400-летнюю давность музыки О., она не кажется устаревшей; его ричеркары входят в репертуар совр. гамбистов. Среди др. соч. - сборники вок. произв. для 4-7 голосов («Musices liber I. Hymnos, magnificat, salve, motecta, psalmos, aliaque diversa cantica complectens», Venise, Gardano, 1565; переизд. в 16 в. в Берлине, Риме, Вене и др. городах Зап. Европы). Изд. 4 ричеркара из трактата О. (импровизации на шансон П. Сандрина; изд. Э. Т. Ферандом в его кн.: «Die Improvisation», 1956); 10 произв. опубликованы К. Проске и И. Г. Весселяком («Musika Divina», 1859-1863, Bd 1, No 3-4); мотет «De Profunctis» издан Э. Эславой («Lira sacrohispana», 1869). Лит. соч.: Tratado de glosas sobre clausulas y otros generos de puntos en la musica de violones nuevamente puestos en luz, Roma, 1553 (на итал. яз. - Il primo libro de Diego Ortiz, TolletanoRoma, 1553, факсимиле и пер. на нем. изд. М. Шнайдера, В., 1913, Кassel, 1936).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь