на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ОСЛО (Oslo), в 1624-1924 - Кристиания (Christiania, Кristiania), - столица Норвегии (с 1814), крупнейший экономич., культурный, а также муз. центр. 463 тыс. жит. (на 1 янв. 1976). Сохранились фрагменты ср.-век. культовой музыки; известно, что в многочисл. церквах О. исполнялись григорианские песнопения, в т.ч. «олафская» музыка - гимны, секвенции и др. соч. в честь короля св. Олафа (Олаф II Харальдсон, правил в 1016-28, завершил введение христианства). Одна из старейших сохранившихся муз. рукописей (15 в.) содержит вариант гл. секвенции, посв. св. Олафу, который исполняли в честь св. Хальварда (принявший мученич. смерть канонизированный норв. герой; признан покровителем О.). Одноврем. в О. из Германии проникало светское искусство шпильманов, которые воспевали подвиги викингов (8 - сер. 11 вв.). С 13 в. развивалась светская музыка - при дворе короля Хокона Старого (правил в 1217-63) бродячими музыкантами пелись баллады, заимствованные у англ. и франц. менестрелей и жонглёров (мелодии этих баллад сохранились в старинных норв. нар. героич. песнях). Шпильманы и др. странствующие музыканты играли на струн. смычковых и духовых инструментах; широко использовали нар. мелодии (одну из таких старинных песен в сер. 19 в. записал Л. М. Линнеман; пелась жителями О. на улицах города). Старинные нар. мелодии лежат и в основе церк. песнопений, издавна исполнявшихся в церквах О. С 13 в. музыке обучались в певч. школе при кафедральном соборе (известно из церк. записей сер. 16 в.); старшие ученики упражнялись в 4-5-гол. пении, исполняли аллилуйи, антифоны и др.; под упр. городского кантора они пели не только в церквах, но также на свадьбах и похоронах; из их среды выдвигались и церк. органисты. В 17-18 вв. в О. получило развитие гор. проф. муз. искусство; гор. музыканты (органисты, трубачи, литавристы) участвовали в разл. церк. и светских торжествах и обрядах (на оплату музыкантов в 1722 город израсходовал более 1/5 бюджета; органистам платили по 120 риксдалеров в год, инструменталистам - по 100, четырём гор. барабанщикам - по 40). Первый известный гор. музыкант О. (1637) - Петер Трубач. Объединения гор. музыкантов существовали до сер. 19 в. Видную роль в муз. культуре О. 1-й пол, 18 в. играл Г. фон Бертуш, нем. офицер (в течение 20 лет комендант крепости Акерсхус в О.), автор кантат, трио-сонат, в исп. которых участвовал как скрипач и дирижёр. Он был лично знаком с И. С. Бахом, а также И. Маттезоном, был пропагандистом их творчества. В 18 в. важными событиями муз. жизни города были пышные торжества с участием музыкантов по случаю приезда в О. дат. королей (в 1380-1814 Норвегия находилась под дат. господством, в 1814-1905 - в унии со Швецией). В сер. 18 в. в О. впервые выступала итал. оперная труппа П. Минготти (исполнила одну из опер К. В. Глюка). В кон. 18 - нач. 19 вв. оперы разл. зап.-европ. композиторов периодически ставились на драм. сценах силами гастролёров (с 1837 - в гор. театре О.). Из-за отсутствия постоянного оперного театра в Норвегии оперное творчество норвежский композиторов начало развиваться позднее, чем в др. европ. странах, и долгое время носило непрофессиональный характер. В 1825 силами любителей была пост. пьеса X. Бьеррегора «Приключение в горах» с музыкой В. Тране, использовавшего в этом соч. нар. темы (первое нац. муз.-сценич. произв.). Мн. оперы норв. композиторов, работавших в О., ставились в др. странах, гл. обр. в Германии (напр., в Мюнхене пост. в 1893 «Воскресное утро» и в 1900 «Норвежская свадьба» Г. Шьельдерупа). В кон. 18 - нач. 19 вв. в О. существовали частные норв. драм. театры, которые ставили и оперы. В 1827-99 оперные спектакли шли на сцене «Кристиания-театр». В 1862 в О. гастролировали нем. артисты, поставившие «Волшебную флейту», «Дон Жуана» и «Трубадура». Дважды (в 1874-75 и 1890) оканчивались неудачей попытки организовать в О. постоянный муз. театр. С 1899 оперы ставились в Нац. театре (силами норв. артистов с участием гастролёров); с этого года начался подъём оперного искусства в О. (продолжался до 1919), связанный с деятельностью капельмейстера театра, видного композитора, скрипача и дирижёра Ю. Хальворсена. Отд. оперы и оперетты давались Норв. театром (осн. в 1913), Т-ром комич. оперы (1918-21), Новым театром (осн. в 1929). В 1950-58 ряд спектаклей пост. частной Норв. оперой (акционерное общество, осн. И. и Г. Брюневоллями; худ. рук. венгр И. Пайор). Лишь в 1958 под рук. певицы К. Флагстад была осн. Норв. опера (дир. Ф. Фладму, худ. рук. Флагстад и О. Фьелстад). Во 2-й пол. 18 в. в О. возникло неск. муз. обществ (по образцу нем. и дат.), в т.ч. Муз. общество, возглавлявшееся гор. музыкантом П. Хёгом. Он организовал в О. первые симф. концерты (давались в зале ратуши с 1760). Этим обществам, как и отд. музыкантам, покровительствовали музыканты-дилетанты из богатых купеч. семей - Анкер, Арбин, Коллетт, Лассон, Туллин, Тране. Особенно много сделала для развития гор. муз. искусства семья Тране - Вальдемар (нач. 19 в.) и его племянник Маркус (2-я пол. 19 в.); М. Тране (также один из рук. рабочего движения) был автором зингшпилей, танцев. В 1799-1828 работало Муз.-драм. общество, в 1810-38 - Муз. лицей (устраивал концерты и ставил силами учащихся зингшпили и оперы). В 1-й пол. 19 в. выдвинулись композиторы-любители, в т.ч. авторы популярных нац. гимнов Л. М. Ибсен, К. Блом; в 1840-е гг. - первые крупные проф. комп. Л. М. Линнеман, X. Хьерульф и Р. Нурдрок (работали гл. обр. в О.), чьи произв. отражали расцвет нац. романтизма. С О. связана деятельность крупнейших норв. комп. Ю. Свенсена и Э. Грига, которые внесли в муз. культуру города огромный вклад не только своим творчеством, но и муз.-обществ. и конц. деятельностью. Конц. жизнь О. оживила деятельность музыкантов нем. оркестра «Харцферайн», которые после гастролей в О. в 1840 и роспуска оркестра вошли в состав муз. коллективов города. Большое значение имели Филармонич. общество (1846-67) и Абонементные концерты, которыми руководили Хьерульф (1857-59) и Григ (1867-1871). В 1871 по инициативе Грига и Свенсена осн. Муз. общество (в 1919 преобразовано в Филармонич. общество, при котором позднее были организованы хор, струн. квартет и др. ансамбли; его оркестр - лучший в стране). Демократич. Просветит. значение имела деятельность Ю. Хорклоу, который организовал и проводил с помощью Рабочего союза симф. концерты (1883-88). Нар. симф. концерты устраивал на собств. средства (1911-18) А. Андерсен-Вингар. Концерты давал оркестр Нац. театра (в кон. 1940-х гг. реорганизован в гор. симф. оркестр, который существует и в совр. О.; он прекращал свою деятельность лишь в годы фаш. оккупации - в знак протеста). В 1876 было организовано квартетное общество; среди многочисл. ансамблей - струн. квартет «Кристиания» (1865-94; позднее назывался Артистич. квартетом), квартет Филармонич. общества (с 1919), «Хиндарквартет» (с 1944); Норв. дух. квинтет (с 1955), Дух. квинтет О. (с 1962). С 1877 выступления ансамблей организовывало объединение «Квартет-ферайн» (осн. в 1876). В сер. 19 в. развитие получили хор. общества и союзы; крупнейшие хор. коллективы (мужские) - Норв. студенч. хор. союз (с 1845), хор. общество О. «Хандельсстанд» (с 1847), Хор. общество ремесленников О. (с 1848), рабочие хор. общества (первые созданы последователями М. Тране в 1850), в т.ч. хор Рабочего союза (1864), Гульдбергский академич. хор (1916), хор «А cappella» (1921); смешанные - хор. общества «Цецилия» (1878), «Хольтерс» (1920); жен. студенч. хор (с 1895). Концерты разл. муз. коллективов проходили в Большом зале масонского ордена, конц. зале братьев Хальс (1880-1930), Миссионерском доме на Кальмайергатене (1898-1950), в Актовом зале университета (с 1911), Конц. зале О. (с 1966, архитектор Г. Оберг). Первое высшее муз. уч. заведение О. - частная Муз. академия, осн. в 1867 Григом и О. Винтер-Эльмом (проект создания обществ. муз. академии, предложенный У. Булем в 1863, не был осуществлён). В 1883 Л. М. и П. Линнеманы (отец и сын) основали консерваторию (П. Линнеман был её директором до 1930, затем ею руководил внук Л. М. Линнемана Б. Т. Линнеман; в 1969 преобразована в «Линнеманс легат», в 1973 - в Гос. высшую муз. школу); среди др. высших уч. муз. заведений - Муз. институт Барратта Дуэса (с 1927) и Эстляндская консерватория (с 1959; организована на основе консерватории Вейтведта). С 1954 существует отделение музыковедения в Ин-те философии и истории при университете. Ведущие муз. издательства О. - «Вармут» (1843-1909), «Бр. Хальс» (1847-1930; с 1856 - также фп. фабрика), Норв. муз. издательство (с 1909), «Люкес мусикфораг» (1946), «Мусикхусет» (1939). С 1917 существует Союз норв. композиторов (в 70-е гг. пред. А. Нурхейм). В О. находятся Норвежский муз. архив (с 1927; крупнейший в стране), включающий фоноархив, а также Нац. музей норв. муз. инструментов. Имеется студия электронной музыки. Деятельность муз. коллективов в О. до 2-й мировой войны 1939-45 во многом зависела от частных лиц, от поддержки общества «Друзья филармонич. оркестра» и Филармонич. общества. После 1945 мн. муз. организации стали субсидироваться гос-вом. В 1946 создан Комитет по вопросам музыки, ведающий организацией симф. оркестров, финансированием оперы, строительством конц. залов и пр. Муниципалитет О. занимается устройством выступлений гос. симф. оркестра по Радио, концертов в университете, организует гастрольные поездки по стране. В О. работают ведущие норв. композиторы и исполнители (см. Норвежская музыка).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ОС..

МУХА

МЮНШ

МЯГИ

НАЙО

НАШЕ

НЕВЁ

НЕФЕ

НОЛЬ

НОНА

НОНО

НОТА

НОТЫ

НЯГА

ОБЕР

ОБРИ

ОЛАХ

ОЛЕН

ОЛОФ

ОРИК

ПАНН

ПАПП

ПАРЕ

ПАРЧ

ПАЭР

ПЕАН

ПЕЙН

ПЕРИ

ПЕТР

ПИАФ

ПИПА

ПИРС

ПИСК

ПОЛО

ПОЛЬ

ПОНС

ПРАЧ

ПРЕЙ

ПУНИ

ПЭАН

Музыкальный словарь ver16