на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ОФФЕНБАХ (Offenbach; наст. фам. Эбершт, Eberscht) Жак (Якоб) (20 VI 1819, Кёльн - 4 X 1880, Париж) - французский композитор, театр. дирижёр, виолончелист. Детские годы провёл в Германии. Первым учителем музыки был отец - кантор синагоги Исаак Иуда Эбершт (1779-1850, уроженец г. Оффенбах-ам-Майн). С 6 лет играл на скрипке, с 9 - на виолончели, выступал в составе семейного струн. трио (со старшим братом и сестрой) на вечерах и публич. концертах. В 1833 переехал в Париж (Франция стала второй родиной О.). Учился в Парижской консерватории (1833-34), играл в театр. оркестрах, выступал в салонах, сочинял сентиментальные баллады, танц. музыку для балов. Брал уроки композиции у Ф. Галеви (1835). Дебют О. в качестве театр. композитора в театре «Пале-Руаяль» (1839) прошёл незамеченным. В 40-е гг. концертировал в городах Франции и Германии, с успехом дирижировал в Лондоне (1844). В его конц. программах преобладали собств. произв., в т.ч. небольшие муз.-комедийные сценки, прообразы будущих оперетт. Уже в ранних соч. проявилась склонность О. к комич. эффектам и пародии («Басни Лафонтена», 1842; сценич. дуэт «Монах-нелюдим», 1843; бурлескная пародия на оду-симфонию «Пустыня» Давида, 1846). В 1850-55 был штатным композитором и дирижёром театра «Комеди Франсез». В 1855 получил лицензию на открытие в Париже собств. театра «Буфф-Паризьен» (руководил им до 1862) для пост. пантомим и муз.-сценич. миниатюр, рассчитанных не более чем на 3 (позже 4) персонажа. Будучи директором, композитором, дирижёром и режиссёром театра, О. пост. много одноактных оперетт. Популярность завоевали пародийно-сатирич. буффонады «Двое слепых», «Ба-та-клан» («китайская муз. безделушка», обе 1855), «Тромб-аль-Касар» (1856), «Крокефер, или Последний паладин» (1857). В 1858, добившись разрешения ставить большие многоактные спектакли с любым количеством персонажей, О. создал одно из лучших своих произв. - оперетту «Орфей в аду» (либр. Э. Кремьё и Л. Галеви, 1858). Антич. миф об Орфее стал поводом для остроумной пародии на оперу традиц. типа и одноврем. на бурж.-аристократич. общество Второй империи. Оперетта имела огромный успех, который упрочили «Женевьева Брабантская» (1859), «Песенка Фортунио» (1861) и особенно оперетты (на либр. А. Мельяка и Галеви, его постоянных либреттистов) «Прекрасная Елена» (1864), «Синяя Борода», «Парижская жизнь» (обе 1866), «Герцогиня Герольштейн-ская» (1867), «Перикола» (1868), «Разбойники» (1869). 60-е гг. - наиболее яркая пора в творч. биографии композитора. Творчество О. находилось в центре художеств. жизни Второй империи. Его произв., мелодии из которых распевались публикой, составляли постоянный репертуар парижских театров, ставились в Лондоне, Вене (специально для Вены написал романтич. оперу «Рейнские русалки», 1864), Берлине, Петербурге. Он выступал также как дирижёр - блестящий интерпретатор собств. соч. Под влиянием творчества О. в Вене и Лондоне возникла нац. оперетта. Во Франции его традициям следовали Ф. Эрве, Ш. Лекок, Л. Делиб. Крах Второй империи, события франко-прусской войны и Парижской Коммуны положили конец парижским триумфам О. Интерес к его творчеству упал. В новой обществ.-политич. обстановке пародия и сатира утратили популярность. Вкусы публики изменились, вновь создаваемые произв. О., а также редакции прославленных оперетт («Орфей в аду», «Перикола», «Женевьева Брабантская») не имели успеха. Попытка новой антрепризы (1873-75, театр «Гетй») завершилась банкротством и разорением. Стремясь поправить материальное положение, О. предпринял гастрольную поездку в США (1876-77) в качестве дирижёра «садовых» концертов в Нью-Йорке и Филадельфии. Последние годы жизни композитора отмечены творч. подъёмом. Оперетты «Мадам Фавар» (1878) и «Дочь тамбурмажора» (1879), написанные в традициях комич. оперы, в художеств. отношении не уступают его лучшим соч. прежних лет. Лебединая песня О. - лирико-фантастич. опера «Сказки Гофмана» (либр. Ж. Барбье по мотивам соч. Э. Т. А. Гофмана, 1880; завершена лишь в клавире, после смерти О. инструментована Э. Гиро; впоследствии было сделано неск. ред., разговорные сцены заменены речитативами). О. - основоположник и крупнейший представитель франц. оперетты. Его творчество - ярчайшая страница в истории этого жанра. В муз.-театр. произв. О. (св. 100) сценич. традиции и муз. формы комич. оперы сочетаются с злободневным искусством парижских бульваров, с гор. муз. фольклором. Его музыка привлекает мелодич. щедростью, изяществом оркестровки, пронизана общедоступными бытовыми интонациями и ритмами (широко используются бытовые танцы - вальс, кадриль, галоп, канкан). Высмеивая в пародиях рутину, он утверждал новый тип муз. спектакля, обращённого к широкой демократич. аудитории. Оперетты О. насыщены элементами сатиры, отличаются злободневностью. Он был певцом и одноврем. разоблачителем Второй империи. Под маской развлекательности О. показал картину политич. и морального разложения совр. ему бурж. общества и стал «одним из величайших сатириков в истории музыки» (И. И. Соллертинский). Мастер муз. комедии и буффонады, композитор-песенник и муз. публицист, О. обладал также ярким ли-рич. дарованием. В его соч. сосуществуют лирика, комедийность, гротеск, взаимно оттеняя и обогащая друг друга. С особой силой лирич. дар О. проявился в опере «Сказки Гофмана».
Соч.: оперы - Рейнские русалки (Die Rheinnixen, 1864, Венская придв. опера), Сказки Гофмана (Les contes d'Hoffmann, 1881, «Опера комик», Париж); оперетты (комич. оперы) - Орфей в аду (Orphee aux enfers, 1858, «Буфф-Паризьен», Париж; 2-я ред., 1874, театр «Гетй», Париж), Женевьева Брабантская (Genevieve de Brabant, 1859, «Буфф-Паризьен»; 2-я ред., 1867, «Меню Плезир»; 3-я ред., 1875, «Гетй», Париж), Болтуны [Les bavards (Bavard et bavarde), 1863, Эмс], Прекрасная Елена (La belle Helene, 1864, «Варьете», Париж), Синяя Борода (Barbe-Bleue, 1866, там же), Парижская жизнь (La vie parisienne, 1866, «Пале-Руаяль», Париж), Великая герцогиня Герольштейнская (La grande-duchesse du Gerolstein, 1867, «Варьете», Париж), Робинзон Крузо (1867, «Опера комик», Париж), Замок Тото (Le chateau а Toto, 1868, «Пале-Руаяль», Париж), Перикола (1868, «Варьете», Париж; 2-я ред., 1874, там же), Вер-Вер (1869, «Опера комик», Париж), Трапезундская принцесса (La princesse de Trebizonde, 1869, Баден-Баден), Разбойники (Les brigands, 1869, «Варьете», Париж), Браконьеры (Les braconniers, 1873, там же), Хорошенькая парфюмерша (La jolie parfumeuse, 1873, «Ренессанс», Париж), Мадам Аршидюк (1874, «Буфф-Паризьен», Париж), Состоятельная булочница (La boulangere а des иcus, 1875, «Варьете», Париж), Креолка (La creole, 1875, «Буфф-Паризьен», Париж), Путешествие на луну (Le voyage dans la lune, 1875, «Гетй», Париж), Мадам Фавар (Madame Favart, 1878, «Фоли драматик», Париж), Дочь тамбурмажора (La fille du tambourmajor, 1879, там же); одноактные оперетты и муз. буффонады - Альков (L'alcove, 1847, конц. зал «Тур д'Овернь», Париж), Пепито (1853, «Варьете», Париж), Сокровище Матюрена (Le tresor а Mathurin, 1853, конц. зал Герца, Париж; 2-я ред. - Помолвка при фонарях, Le mariage aux lanternes, 1857, «Буфф-Паризьен», Париж), Люс и Люсетта (1854, конц. зал Герца, Париж), Ой-ай-ай, или Царица островов (Оуayaye ou La reine des оles, 1855, «Фоли нувель», Париж), Двое слепых (Les deux aveugles, 1855, «Буфф-Паризьен», Париж), Ба-та-клан (Ba-ta-clan, 1855, там же), Почтальон-заложник (Le postillon en gage, 1856, там же), Тромб-аль-Касар, или Драматические преступники (Tromb-al-Cazar ou Les criminels dramatiques, 1856, там же), Роза из Сен-Флура (La rose de Saint-Flour, 1856, там же), Сапожник и финансист (Le savetier et le financier, 1856, «Буфф-Шуазель», Париж), Три поцелуя дьявола (Les trois baisers du diable, 1857, «Буфф-Паризьен», Париж), Крокефер, или Последний паладин (Croquefer, ou Le dernier des paladins, 1857, там же), Два рыбака (Les deux pecheurs, 1857, там же), Песенка Фортунио (La chanson de Fortunio, 1861, там же), Г-н Шуфлери остаётся дома (M. Choufleuri restera chez lui le…, также под назв.: Званый вечер с итальянцами, 1861, там же), Жанна плачет, а Жан смеётся (Jeanne qui pleure et Jean qui rit, 1864, Эмс), Багатель (Bagatelle, 1874, «Буфф-Паризьен», Париж); балеты - Арлекин-цирюльник (Arlequin barbier, балет-буффонада, 1855, «Буфф-Паризьен», Париж), Бабочка (La papillon, 1860, «Гранд-Опера», Париж); пантомимы - Пьеро-клоун (Pierrot clown, 1855, «Буфф-Паризьен», Париж), Полишинель в свете (Polichinelle dans le monde, 1855, там же); водевили-Паскаль и Шамбор (1839, «Пале-Руаяль», Париж), Бразилец (1863, там же); музыка для драм. театра - Гасконец (совм. с А. Визентини, 1873, «Гетй», Париж), Ненависть (La haine, 1874, там же) и др. Лит. соч.: Offenbach en Amerique. Notes d'un musicien en voyage, P., 1877.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь