на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ПАКИСТАНСКАЯ МУЗЫКА. П. м. имеет давние традиции (на территории совр. Пакистана существовали древнейшие цивилизации), она вобрала в себя достижения муз. культуры, создававшейся на протяжении веков в сев.-зап. части Южной Азии. В П. м. отразились особенности географического положения страны, где смыкались зоны распространения арабской, иранской, среднеазиатской и индийской муз. культур. У народов, которые частично или полностью вошли в состав Пакистана, сформировались собств. муз. культуры, возникли вок. и инстр. формы. Для развития культуры Пакистана, в т.ч. муз. искусства, большое значение имел ислам, распространение которого началось в 8 в. Наступил длительный период (неск. веков) сосуществования мусульманских традиций и традиций коренных жителей Сев. Индостана. На П. м., как народную, так и профессиональную (т.н. классическую), ислам оказывал влияние не непосредственно, а через культуры исповедующих его народов Ирана, стран Средней Азии и арабского мира - пенджабскую, синдхскую, пуштунскую, белуджскую музыкальные культуры. П. м. восприняла муз. формы, связанные с мусульманским религ. каноном, гл. обр. речитации текстов из Корана (кират), и некоторые неканонические формы: маджлис (у шиитов), кауали (у суфийцев) и миляд (у суннитов). Сложились традиции танцующих дервишей, исп. религ. песен на празднествах в честь мусульманских святых, когда тысячи молящихся поют т.н. дхаммал (священное песнопение). Мусульманские традиции отразились и в светском нар. искусстве - в муж. танце хаттаков (одно из пуштунских племён сев.-зап. пограничной провинции Пакистана), праздничном свадебном пенджабском танце, жен. свадебном танце лудди, песенно-танц. формах джурмар, сариган и др. Эти формы связаны с муз. фольклором разл. частей страны. Нар. П. м. (в осн. сельская) имеет ярко выраженные локальные стилистич. и жанровые особенности; в одних частях страны более развит песенный фольклор, в других - песенно-танц. (напр., стиль джори), в Синде преобладает инстр. музыка (импровизации на алгозе, саринде и др.). Самобытны песенно-танц. традиции народов, населяющих Пенджаб и долину Инда. Муз. инструменты, используемые в П. м., как и её ладовые и ритмич. особенности, - в основном те же, что и у др. народов сев. части юж.-азиатского полуострова; мн. инструменты распространены и у народов Индии (см. Индийская музыка). Осн. инструментарий: струнные - ситар, вичитра вина, саранги, сарод, саринда, эктара и танпура (выдерживает осн. тон); струнно-ударный рабаб; духовые - бансори (тип флейты), алгоза (двойная флейта, один ствол которой даёт выдержанный осн. тон, а другой служит для исполнения мелодич. импровизации), шехнай (тип гобоя), ударные - табла, пакхавадж, бангра и др. виды барабанов; джалатаранг - инструмент, состоящий из чашечек, наполненных водой так, что образуется определённый звукоряд; в качестве аккомпанирующего инструмента распространена инд. гармоника. Проф., т.н., классич., музыка развивалась в условиях придв. искусства под покровительством мусульманских правителей и была частью придв. культуры. Будучи искусством устной традиции, осн. на теоретич. базе муз. трактатов разл. школ (т.н. гаран), классич. П. м. уже в период раннего средневековья представляла собой сложившуюся высокоразвитую художеств. систему. П. м. является монодической, она основана на определ. ладо-мелодич. системах (см. Рага) и на метроритмич. формулах (тала). В произв. классич. П. м. импровизационные эпизоды перемежаются со строго фиксированными частями композиции. Наиболее распространены были вок. жанры - друпад, восходящий к древним храмовым песнопениям, позднее кхьял (кхайял), тхумри, газал, дадра, отличающиеся и внутренним строением, и характером исп. В 16-17 вв. в музыке местных народов особенно были сильны влияния арабской и иранской музыкальных культур, проявлявшиеся в песенной любовной лирике со сложной стихотворной структурой и богато орнаментированной мелодикой (с помощью мелизматич. техники, специфич. приёмов - т.н. тана и гамака). Представители классич. музыки получали значит. профессиональную подготовку, процесс обучения продолжался мн. годы; часто профессия музыканта была наследственной, передавалась из поколения в поколение. С развитием средневек. придв. искусства музыка приобрела более пышный и утончённый характер, отражая вкусы местных правителей. Для придв. муз. искусства характерны усложнение форм, технич. приёмов, повышение уровня виртуозности в условиях острого соперничества как между школами, так и между отд. исполнителями. Многие из крупнейших ср.-век. музыкантов жили и творили на территории совр. Индии и совр. Пакистана; поэтому разграничение этих культур не представляется возможным. В муз. искусстве народов обеих стран важную роль сыграл великий поэт, учёный и музыкант Амир Хосров Дехлеви (13 в.), в творчестве которого сложились традиции, ставшие плодотворными для дальнейшего развития классич. музыки Сев. Индии и П. м. В средние века особое значение имела деятельность видных музыкантов Султана Хусейна Шарки и Вашида Али Шаха, создателей и исполнителей произв. классич. музыки. Значительно позднее в результате взаимодействия некоторых видов классич. музыки с фольклорными стилями возникла «лёгкая» классич., или т.н. полуклассич., вок. и инстр. музыка. После образования в 1947 гос-ва Пакистан началось интенсивное культурное развитие страны. Важную роль сыграл муз. отдел Пакистанского радио, объединивший всех наиболее значит. пакистанских музыкантов. Солисты - вокалисты и инструменталисты, а также ансамбль, созданный на Радио, стали выступать со специально подготовленными программами, включающими классическую, лёгкую классическую и народную музыку, а также участвовать в сериях концертов, организованных Радио для популяризации национальной музыки. Муз. культура совр. Пакистана богата и многообразна. На высоком уровне поддерживаются традиции классич. музыки. Основоположником совр. П. м. считается Умрао Бунду Хан (ум. в 1955), певец и виртуоз (исполнитель на саранги), мастерски владевший рядом новых композиционных приёмов. Общенац. известностью в стране пользуются певица (исполнительница в стиле тхумри) Рошан Ара Бегум и исполнитель-виртуоз Абдул Вахид Хан (саранги), а также Пазир Хан (саринда), Кабир Хан (ситар), выступающие вместе певцы (исполнители в стилях тхумри и дадра) братья Назакат Али Хан и Саламат Али Хан, в стиле кхьял поют Аманат Али Хан, Фатех Али Хан. Среди инструменталистов - Хабиб Али Хан и Абдул Рашид (вичитра вина), Натху Хан и Хамид Хусейн (саранги), Шариф Пунчвал (ситар), Алла Дитта (табла), Кадир Букша (пакхавадж, табла). Среди народных музыкантов, сохранивших местные национальные особенности исполнительства, - Имам Дин Салахи из Белуджистана (рабаб), Мунир Сархади (саринда) и Хамизо Хан (алгоза) из Синда; популярны народные певцы Сайен Ахтер, Фаиз Мухаммед Балуч, певицы Мунавар Султана и Рэшман из Пенджаба. Большую известность завоевал странствующий поэт, певец и исполнитель на энтаре Саин Марна из Пенджаба. В числе лучших современных исполнителей лёгкой классической музыки - певицы Нурджехан, Фа-рида Ханум, сестры Нахид и Наджма Ниязи и др., выступающие в наиболее распространённых стилях - пенджаби анг и пураби анг. Эти стили стали основой музыки для кинофильмов, получившей с 50-х гг. 20 в. большую популярность. В специфических условиях работы над музыкой к кинофильмам сложилась группа композиторов, сделавших первые попытки нотировать нац. музыку, а также аранжировать её для небольших инстр. составов. Среди них - муз. руководитель корпорации нац. фильмов Сохайл Раана, а также Хуршид Анвар, Халил Ахмад, Махди Захир. В сфере киномузыки стали возникать и формы поп-музыки. Всё большую роль в жизни Пакистана начинают играть разл. культурные институты. В 1950-е гг. были организованы Художеств. центры в Лахоре и Карачи, пропагандирующие нац. искусство (в т.ч. музыку и танец) и занимающиеся подготовкой проф. музыкантов, Совет по делам искусств (с 1956, пред. - М. Наби Hyp) и Муз. фонд Пакистана (с 1964, директор Ф. Бучоме). Инициатором создания ряда муз. учреждений был известный поэт и обществ. деятель, лауреат Междунар. Ленинской пр. «За укрепление мира между народами» Фаиз Ахмад Фаиз. В 1971 создан Нац. совет по делам искусства - центр, ведающий развитием пакистанской культуры, ставящий целью расширение междунар. культурных контактов; осн. Нац. институт фольклора, региональные фонды развития искусств и мн. др., в т.ч. Нац. танц. ансамбль с группой нац. муз. инструментов (гастролировал в СССР в 1974). Большое значение в деле пропаганды нац. искусства имеет созданный в 1975 единый культурный центр «Шалимар», куда входят радио и телевидение, а также корпорация нац. фильмов, фирма грампластинок. Растёт уровень муз. образования, всё большую роль начинают играть муз. ф-ты университетов. Появился ряд теоретич. работ пакистанских музыковедов, посв. изучению осн. проблем, стоящих перед нац. музыкой, в т.ч. книга Хушранга «Paaг Дария» (1966).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ПА..

КОНЦЕРТНОЕ ОБЩЕСТВО

КРИТИКА МУЗЫКАЛЬНАЯ

КРУЖОК НОВОЙ МУЗЫКИ

КУШЕНОВ-ДМИТРЕВСКИЙ

ЛИРИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ДРАМА

МАРКЕТТО ПАДУАНСКИЙ

МАРОККАНСКАЯ МУЗЫКА

МЕКСИКАНСКАЯ МУЗЫКА

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА

МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ

НАРОДНЫЕ ФИЛАРМОНИИ

НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА

НОВАЯ ВЕНСКАЯ ШКОЛА

ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛА

ОЛЬМЕДА ДЕ САН-ХОСЕ

ОПЕРНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ

ОРЛАНСКИЙ-ТИТАРЕНКО

ОТТЕНКИ МУЗЫКАЛЬНЫЕ

ПАПЕНДИК-ЭЙХЕНВАЛЬД

ПАРАГВАЙСКАЯ МУЗЫКА

ПЕВЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ

ПЕТЕРБУРГСКАЯ ШКОЛА

ПЛАГАЛЬНАЯ КАДЕНЦИЯ

ПОЛОВИННАЯ КАДЕНЦИЯ

ПРЕРВАННАЯ КАДЕНЦИЯ

ПРЕЧИСТЕНСКИЕ КУРСЫ

РАКОХОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ

РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПЕСНЯ

РЕЗОНАНСОВЫЕ СТРУНЫ

РИТМИЧЕСКОЕ ДЕЛЕНИЕ

САНТАГАНО-ГОРЧАКОВА

СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА

СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА

СЛОЖНЫЙ КОНТРАПУНКТ

СОВЕРШЕННАЯ СИСТЕМА

ТАНЗАНИЙСКАЯ МУЗЫКА

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ МУЗЫКА

ТОКТОГУЛ САТЫЛГАНОВ

Музыкальный словарь ver16