на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПАРТИЯ (от лат. pars, род. падеж partis - часть, partio - делю; итал. parte, франц. partie, нем. Stimme, англ. part). 1) В многоголосной вокальной, вокально-инструментальной, ансамблевой и оркестровой музыке одно из слагаемых фактуры муз. произведения, предназначенное для исполнения отдельным голосом или на отдельном муз. инструменте. В прошлом, до появления партитуры совр. типа (начало 16 в.), музыка многоголосных произв. записывалась в виде партий. Отдельно записанные П. многогол. вок. произведений в Англии назывались part books, в странах нем. языка - Stimmbücher. Так нотировались гл. обр. светские вок. произведения; духовные сочинения нотировались преимущественно в виде «хоровых книг» (итал. libro de coro, франц. livre de choeur, англ. choir-book, нем. Chorbuch), в которых на развороте тетради записывались все партии данного сочинения, но совпадающие по звучанию такты отдельных голосов не располагались один под другим, как в совр. партитуре. По одной такой «хоровой книге» пели исполнители всех или нескольких П. В оперной музыке вок. партии солистов обозначаются не только по типу голоса, для которого они предназначены (партия сопрано, партия баса и т.п.), но и по имени героя оперы (напр., партия Германа в опере «Пиковая дама», партия Кармен в одноим. опере и т.д.). Наиболее значительные совр. ансамблевые, оркестровые и крупные вок.-инстр. сочинения издаются как в виде партитуры, так и в виде партий; в др. случаях партии выписываются из партитуры переписчиком. В оркестре по одной П. играют 2 исполнителя на струн. инструментах. 2) В многогол. полифонич. музыке - то же, что голос (1). 3) Распространённое в Германии 17 в. название партиты (нем. Parthie, Partie). 4) Colla parte (кулла пбрте, итал.- вместе с партией) - обозначение для музыканта, исполняющего партию сопровождения. Указывает на то, что при аккомпанементе он должен сообразовываться с трактовкой данного раздела, рассчитанного на свободную по ритму интерпретацию, солистом. 5) Раздел экспозиции и репризы сонатной формы. В них обычно представлены главная партия, связующая партия, побочная партия, нередко и заключительная партия.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь