на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПАССАМЕЦЦО (итал. passamezzo) - итальянский танец 16 в. Происхождение названия не установлено. X. Риман относил слово «mezzo» к вертикальному штриху в знаке alla breve (?) и трактовал название как танец в ускоренном темпе. О. Гомбози производил П. от нем. «Bass Mass», т.е. от танца, в котором главную роль играл басовый голос. Др. исследователи считали, что название свидетельствует об исполнении танца в середине (mezzo) зала, или объясняли его как указание, относящееся к хореографии (итал. pass'e mezzo - полтора шага). После 1536 П. приобрёл известность за пределами Италии (напр., пассамеццо немецкий композитора X. Нёйзидлера). По муз. стилю танец близок паване, к-рую он вытесняет с её традиционного первого места в танц. сюите. В это время происходит кристаллизация гармонических моделей П., лежащих в основе вариационной формы танца и определяющих его. Наиболее распространённые разновидности - «старинный» (antico) и «современный» (moderno): В некоторых случаях гармонич. формула П. имеет расширение в виде коды (напр., в паванах У. Бёрда). Равномерная ритмич. пульсация аккордов (гармонич. формула П.) сочетается с фигурационной, нередко с виртуозной мелодич. линией. П. создавались также на основе др. моделей, напр. на тему нар. песни «La rocha e'l fuso», танц. тему «La battaglia» (пародия на известную «Battaglia» Жанеке-на) и др. Они исполнялись также на лютне или к.-л. клавишном инструменте (не исключалось и вок. исполнение). На основе многочисл. обработок П. в 16 в. складывались значит. по объёму сюитно-вариационные циклы. Напр., Дж. Горцанис создал 24 сюиты (по две от каждой из 12 ступеней), состоящие из «старинных» П. с присоединёнными к ним сальтарелло (в миноре) и «современных» П. с сальтарелло (в мажоре). Цикл этих сюит получил название «Wohltemperierte Laute». Обе гармонич. формулы П. не встречаются в источниках ранее 1540; они включены, напр., в «Tratado de glosas» Д. Ортиса (1553) наряду с родственными им моделями фолии и романески, бывшими, возможно, прототипами П. Во 2-й пол. 16-17 вв. П. создаются лишь на основе 2 главных разновидностей; их образцы- у С. Молинаро, У. Бёрда, А. Габриели, С. Шейдта, Б. Марини, Дж. Б. Витали и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь