на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПАСХАЛОВ Виктор Никандрович [18 (30) IV 1841, Саратов - 1 (13) III 1885, Казань] - русский композитор. В юности обучался игре на фп., с 1859 занимался у А. И. Виллуана (в Москве). В 1861-66 был вынужден по политич. мотивам жить в Париже, посещал как вольнослушатель Парижскую консерваторию. В 1866-67 занимался в Моск. консерватории (по композиции - у Н. Г. Рубинштейна). С 1867 жил в Саратове (популярностью пользовались написанные им в эти годы романсы), с 1871 - в Москве (преподавал пение в 1-м кадетском корпусе). В 1872, находясь в Петербурге, посещал муз. собрания Балакиревского кружка. В. В. Стасов и М. П. Мусоргский с похвалой отзывались об исполнявшихся П. отрывках из его оперы «Первый винокур» («Винокур-бедокур»; впоследствии Мусоргский часто наигрывал «Свадебное шествие» из этой оперы). В 1872 П. составил сборник рус. нар. песен (протяжных, плясовых, хороводных с варьированным сопровождением), записанных с голоса эстр. певца А. Ф. Макарова-Юнева (не опубликован, утерян). С 1873 поселился в Казани, давал уроки игры на фп., был организатором и руководителем популярного среди молодёжи студенч. хора. Покончил жизнь самоубийством (в припадке мании преследования). Автор мн. романсов (ок. 60), среди которых известностью пользовались «Под душистою ветвью сирени» (сл. В. Крестовского), «Дитятко, милость господня с тобой» (сл. Н. П. Огарёва), «Нивушка» (сл. А. К. Толстого), «Сбылись ожидания» (сл. А. Н. Мордовцевой), «Проторила я дорожку» (сл. А. Н. Плещеева), а также ряд романсов на сл. А. А. Григорьева, М. Ю. Лермонтова, М. И. Михайлова, Я. П. Полонского и др. На творчество П. оказали влияние бурлацкие песни. Стасов, высоко ценивший талант П., говорил, что если бы «репинские бурлаки запели, то их напевы могли бы походить на некоторые пасхаловские народнические импровизации». Задушевность, умение передавать простыми муз. средствами сильные драм. чувства, искусное использование речевых интонаций - отличит. черты камерно-вок. лирики П., соприкасающейся в известной мере с рус. бытовым романсом и оказавшей определённое воздействие на творчество Чайковского и Мусоргского.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь