на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПИЦЦЕТТИ (Pizzetti) Ильдебрандо (20 IX 1880, Парма - 13 II 1968, Рим) - итальянский композитор, дирижёр, музыковед, муз. критик и педагог. Чл. Итал. академии (с 1939). Учился в детстве у отца - Одоардо П. (1853-1926), преподавателя игры на фп. и муз.-теоретич. предметов, в 1895-1901 - в Пармской консерватории у Т. Риги (гармония, контрапункт) и Дж. Тебальдини (композиция). С 1901 работал дирижёром в Парме, с 1907 профессор Пармской консерватории (класс композиции), с 1908 - Флорентийского муз. института (в 1917-24 его директор). С 1910 писал статьи для миланских газет. В 1914 основал муз. журн. «Dissonanza» во Флоренции. В 1923-1935 директор Миланской консерватории. С 1936 рук. кафедры композиции Нац. академии «Санта-Чечилия» в Риме (в 1948-51 её президент). Из соч. П. наиболее значительны оперы (гл. обр. на античные и ср.-век. сюжеты, отражают религ. и нравств. конфликты). В течение 50 лет был связан с театром «Ла Скала» (Милан), в котором состоялись премьеры всех его опер (наибольший успех имела «Клитемнестра»). В произв. П. старые оперные формы сочетаются с приёмами оперной драматургии 19-20 вв. Он обращался к традициям музыки итал. Возрождения и барокко (хор. партии - в форме свободно трактованного мадригала), использовал мелодии григорианского хорала. По жанру его оперы ближе к вагнеровским муз. драмам. Основой оперной драматургии П. является свободное, безостановочное динамич. развитие, не ограниченное рамками замкнутых муз. форм (это напоминает «бесконечную мелодию» Р. Вагнера). В его операх вокальная распевность сочетается с мелодизированным речитативом. Метроритм и интонация вок. партий определяются особенностями текста, поэтому в партиях преобладает декламац. стиль. Нек-рыми сторонами своего творчества П. соприкасался с течением неоклассицизма. Оперы П. ставились в др. странах Зап. Европы, а также Юж. Америки.
Соч.: оперы - Федра (1915, Милан), Дебора и Иаиль (1922, Милан), Фра Герардо (1928, Милан), Чужеземец (Lo straniero, 1930, Рим), Орсеоло (1935, Флоренция), Золото (L'oro, 1947, Милан), Ванна Лупа (1949, Флоренция), Ифигения (1951, Флоренция), Калиостро (1953, Милан), Дочь Йорио (La figlia di Jorio, по Д'Аннунцио, 1954, Неаполь), Убийство в соборе (Assassinio nella cattedrale, 1958, Милан), Серебряный башмачок (Il calzare d'argento, 1961); балеты - Йизанелла (1959, Рим, также орк. сюита из музыки к пьесе Г. Д'Аннунцио, 1913), Венецианское рондо (Rondo Veneziano, 1931); для солистов, хора и орк. - Эпиталамы на сл. Катулла (1935); для орк. - симфонии (1914, 1940), увертюра к трагич. фарсу (1911), Летний концерт (Concerto dell'estate, 1928), 3 симф. прелюда «Царь Эдип» Софокла (1904), танцы к «Аминте» Т. Тассо (1914); хоры - Эдип в Колоне (с орк. 1936), месса-реквием (a cappella, 1922); для инструмента с орк.- Поэма для скр. (1914), концерты для фп. (1933), влч. (1934), скр. (1944), арфы (1960); камерно-инстр. ансамбли - сонаты для скр. (1919) и для влч. (1921) с фп., фп. трио (1925), 2 струн. квартета (1906, 1933); для фп. - Детский альбом (1906); для голоса с фп. - 3 сонета Петрарки (1922), 3 трагических сонета (1944); музыка к спектаклям драм. театра, в т. ч. к пьесам Д'Аннунцио, Софокла, У. Шекспира, К. Гольдони. Лит. соч.: La musica dei Greci, Roma, 1914; Musicisti contemporanei, Mil., 1914; Intermezzi critici, Firenze, [1921]; Paganini, Torino, 1940; Musica e dramma, [Roma, 1945]; La musica italiana dell'Ottocento, Torino, [1947].

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь