на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПИЧЧИННИ (Piccinni) Никколо (Никола) Винченцо (16 I 1728, Бари -7 V 1800, Пасси, близ Парижа) - итальянский композитор. Сын музыканта Онофрио П. (1693 - год смерти неизв.). Муз. образование получил в консерватории «Сант-Онофрио» в Неаполе под рук. комп. Л. Лео и Ф. Дуранте. В 1754 была пост. его первая опера - «Разгневанная женщина» («La donne dispettose», театр «Фьорентини», Неаполь). Обращаясь в дальнейшем к разл. оперным жанрам (опера-сериа, опера-буффа, франц. лирич. трагедия), П. создал большое количество произв. (иногда по 2-3 на один и тот же сюжет). Широкую известность принесла П. опера-буффа «Чеккина, или Добрая дочка» (либр. К. Гольдони, по сентиментальному роману «Памела, или Награждённая добродетель» Ричардсона, 1760). Этим произв. П. наметил новое направление в рамках оперы-буффа - лирико-сентиментальное. Соответственно усилилась роль нежной, чувствит. мелодии, наряду с речитативом secco появилась более развитая муз.-драм. декламация, возросло общее драм. напряжение в развитии целого, углубилась роль финальных ансамблей. Этот процесс сблизил оперу-буффа с бурж. сентименталистской «серьёзной комедией». Будучи уже прославленным композитором, П. поселился в Париже (1776), где был втянут в муз.-обществ. борьбу («война глюкистов и пиччин-нистов»). Противники оперной реформы К. В. Глюка стремились противопоставить его суровому и сильному искусству более мягкую и лирически-пластичную оперную музыку Пиччинни. Соревнуясь Глюк и П. одновременно работали над сюжетом «Ифигения в Тавриде» (опера Глюка пост. в 1779, П.- в 1781), победу одержал Глюк. П. продолжал писать и ставить франц. оперы, в которых заметно влияние глюковского драматизма (в характере муз. декламации, в трактовке оркестровой партии). П. возглавлял итал. оперную труппу, к-рая поставила его лучшие оперы-буффа, в т. ч. «Чеккину». В 1784-89 был профессором Корол. школы пения и декламации. В 1789 уехал в Неаполь, где вновь обратился к итал. опере («Гризельда», 1793). В 1798 вернулся в Париж, незадолго до смерти был назначен инспектором Парижской консерватории. Сын П. - Луиджи (Лудовико) П. (1764, Неаполь - 31 VII 1827, Пасси) - композитор, автор франц. и итал. опер.
Соч.: оперы (более 125), в т. ч. Зиновия (Zenobia, 1756, театр «Сан-Карло», Неаполь), Александр в Индии (Alessandro nelle Indie, 1758, театр «Арджентина», Рим; 2-я ред. 1774, театр «Сан-Карло», Неаполь), Кир (1759, там же), Чеккина, или Добрая дочка (Cecchina ossia La buona figliola, 1760, театр «Делле Даме», Рим), Олимпиада (1761, там же), Примерная дочка замужем (La buona figliola maritata, продолжение оперы «Чеккина», 1761, театр «Формальяри», Болонья), Демофонт (1761, Реджо), Рыбаки (La pescatrice ovvero l'Erede riconosoiuta, 1766, театр «Капраника», Рим), Мнимая баронесса (La finta baronessa, 1767, театр «Фьорентини», Неаполь), Димитрий (Demetrio, 1769, театр «Сан-Карло», Неаполь), Покинутая Дидона (Didone abbandonata, 1770, театр «Арджентина», Рим), Роланд (1778, «Корол. академия музыки», Париж), Фаон (1778, «Театр ди Корте», Модена), Атис (1780, «Корол. академия музыки», Париж), Ифигения в Тавриде (1781, там же), Мнимый лорд (Le faux lord, 1783, Фонтенбло), Диана и Эндимион (1784, «Корол. академия музыки», Париж), Пенелопа (1785, там же); 4 оратории, в т. ч. Смерть Авеля (La morte di Abele, 1758), Джионата (1792); месса; 2 симфонии и др. инстр. произв., церк. музыка и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь