на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПОЛИРИТМИЯ (от греч. polus - многий и ритм) - сочетание в одновременности двух или неск. ритмич. рисунков. П. в широком смысле - объединение в многоголосии любых не совпадающих друг с другом ритмич. рисунков (напр., в одном голосе - четвертные, в другом - восьмые); противоположна моноритмии - ритмич. тождеству голосов. П. - явление, характерное для муз. культуры стран Африки и Востока (напр., сочетание разл. ритмов, исполняемых на ударных инструментах), а также общая норма для многоголосия европ. музыки; начиная с мотета 12-13 вв. - необходимое условие полифонии. П. в узком смысле - такое сочетание ритмич. рисунков по вертикали, когда в реальном звучании отсутствует соизмеряющая все голоса наименьшая временная единица (соединение бинарных делений с особыми видами ритмич. деления - триолями, квинтолями и т.п.); характерна для музыки Ф. Шопена, А. Н. Скрябина, а также для А. Веберна, композиторов 50-60-х гг. 20 в. А. Веберн. «Это - песня только для тебя», ор. 3 No 1. Особым видом П. является полихронность (от греч. polus - многий и xronos - время) - сочетание голосов с разл. единицами измерения времени; отсюда полихронная имитация (в увеличении или уменьшении), полихронный канон, контрапункт. Полихронность с большим контрастом соизмеряющих единиц может производить впечатление политемповости, одноврем. сочетания голосов в разл. темпах (см. пример ниже). Полихронность присуща полифонии на cantus firmus, когда последний проводится более крупными длительностями, чем остальные голоса, и образует по отношению к ним контрастный временной план; широко распространена в музыке от раннего многоголосия до позднего барокко, в частности характерна для изоритмич. мотетов Г. де Машо и Ф. де Витри, для хоральных обработок И. С. Баха (органных, хоровых): И. С. Бах. Хоральная прелюдия для органа «Nun freut euch, lieben Christen g'mein». У композиторов нидерландской школы полихронность использовалась в канонах с неодинаковыми временными измерениями, «пропорциями» («пропорциональный канон», по Л. Файнингеру). В 20 в. она применялась в поздних соч. Скрябина, композиторами новой венской школы, мн. композиторами 50-60-х гг. A. H. Скрябин. 6-я соната для фп. Одной из распространённых форм организации П. является полиметрия. В. Н. Холопова.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь