на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПОМЕТЫ, киноварные пометы, пометки, подметки, зарембы, - буквенные обозначения высоты звуков в знаменной нотации (см. Крюки, Знаменный распев). Введены в 1-й пол. 17 в. По некоторым сведениям, разработаны новгородским мастером Иваном Шайдуром. В основу системы П. положено подразделение 12-ступенного церк. звукоряда на четыре «согласия» (восходящие по большим секундам последования трёх звуков, повторяющиеся по чистым квартам вверх: g-a-h, c-d-e и т.д.). Исходным пунктом системы служит нижний тон второго снизу, «мрачного» согласия. Этот тон обозначался слав, буквами («глаголь» и «наш»; сокр. «гораздо низко»). Буквенные обозначения получили и следующие по высоте ступени: II- (сокр. слово «низко»), III- (буква «слово»; сокр. «средним гласом»), IV- (буква «мыслете»; сокр. слово «мрачно»), V- (буква «покой»; сокр. слово «повыше»), VI - (буква «веди»; сокр. слово «высоко»), VII- («гораздо высоко»), VIII- («покой» с точкой) и IX- («веди» с точкой). Ступени, расположенные ниже «мрачного» согласия, обозначались («глаголь наш с крыжем»), («наш с крыжем») и («цы»). П. проставлялись киноварью слева от знамени. В партитурах троестрочия, где ради наглядности строки писали попеременно чернилами и киноварью, П. при чёрной нотации записывались киноварью, а при красной - чернилами. Наряду со степенными П., указывавшими высоту ступеней звукоряда, существовали также П. указательные: (сокр. слово «тихо») - замедление движения; (сокр. «борзо») - ускорение (в обоих случаях в два раза сравнительно с предшествующим темпом); (сокр. «закинь») - ход на секунду вверх; (сокр. «ломи») - скачок на терцию вверх; (сокр. «ударка») - ход на секунду вниз; (сокр. «качка») - ход на секунду вниз и обратно; (сокр. «равно») - движение на одной высоте. С течением времени начертания ряда П. стали отличаться от начертания соответств. букв, видоизменяясь под влиянием скорописи: «борзо» (b вместо ), «тихая», «ломка», «качка» («).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь