на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПОСТРОЕНИЕ - термин, которым может обозначаться любой раздел муз. формы, структурно отграниченный от соседних. Муз. форме свойственно иерархич. строение - она состоит из ряда разделов, каждый из которых также делится на разделы и подразделы. Крупные разделы имеют свои названия, зависящие от типа формы и иерархич. уровня членения. Так, в сонатной форме крупным разделом является экспозиция, в которой выделяются главная, связующая, побочная и заключительная партии. Период делится на предложения и далее - на фразы, мотивы. Такая система, однако, не обнимает всех уровней членения. Напр., нередко возникают разделы, более крупные сравнительно с фразой, но меньшие, чем предложение. Встречаются и совершенно индивидуальные формы членения и сопоставления разделов. В силу этого и введён термин «П.», нейтральный по своей функции, пригодный для любого уровня любой иерархич. системы. П. часто обозначается чисто количественной мерой - числом охваченных им тактов (двухтакт, четырёхтакт, семитакт и т.п.). Момент расчленения, грань между П. наз. цезурой. Глубина цезуры зависит от иерархич. уровня П.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь