на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ШАБЕЛЬСКИЙ (Szabelski) Болеслав (3 XII 1896, Радорыж, Люблинское воеводство - 27 VIII 1979, Катовице) - польский композитор, органист и педагог. Окончил Варшавский муз. институт по классу органа у М. Сужиньского, в 1915 учился в Киеве, служил церк. органистом в Радоме и Варшаве. В 1923-29 занимался в Варшавской консерватории по классу композиции у Р. Статковского и К. Шимановского (Ш. - один из немногих его учеников). Выступал как органист. Преподавал игру на органе, муз.-теоретич. предметы в разл. городах Польши (до 1929), в 1929-39 профессор (композиция, орган) Силезской консерватории в Катовице, где с 1945 руководил классом композиции в Гос. высшей муз. школе. Среди учеников - Г. Гурецкий. Соч. Ш. 1930-40-х гг. написаны в стиле неоклассицизма, отличаются монументальностью, развитой полифонией, использованием жанров, характерных для эпохи барокко (concerto grosso, magnificat и др.). С сер. 1950-х гг. применяет серийную технику, пуантилизм (гл. обр. в камерно-инстр. соч., в т. ч. в «Афоризмах «9»«). В 70-е гг. вновь обратился к монументальным формам (симф. поэма «Николай Коперник» с 2 хорами, 5-я симфония для двойного состава оркестра, с хором и органом). Несмотря на стилистич. различия раннего и позднего периодов творчества Ш., его музыку в целом отличают ярко выраженная драматическая экспрессия, индивидуальность музыкального языка. Гос. пр. ПНР (1953, 1966).
Соч.: для солистов, хора и орк. - кантата Редут 56 (Reduta 56, 1976), симф. поэма Николай Коперник (с 2 смеш. хорами, 1975), кантата для хора (сл. А. Мицкевича, 1938), магнификат (1942); для орк. - 6 симфоний (1924, 1934, для хора, солистки и орк., на нар. тексты; 1951, 1956, 1968, 1975, для смеш. хора, органа и орк.), сюита (1936), Этюд (1939), Торжественная увертюра (Uwerture uroczysta, 1953), Concerto grosso (1954), 3 сонета (1958); Прелюдия для камерного орк. (1963) и др. пьесы; симфониетта для струнного орк. и ударных (1946); для инструмента с орк. - концерты: для фп. (1956, 1978), флейты (1964), 2 концертино для фп. (1946, 1954), Стихи для фп. (Wiersze, 1961); камерно-инстр. ансамбли - 2 струн. квартета (1924, 1956), Афоризмы «9» (Aforyzmy «9», для 10 исполнителей, 1962); для хора и орк. - Солдатский марш (Marsz zolnierski, с дух. орк., 1943), Героическая поэма (Poemat bohaterski, на сл. А. Безыменского, в пер. Ю. Тувима, 1951), Импровизация (с камерным орк., 1959); пьесы для фп. и для органа. З. Лисса.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь