на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ШАПОШНИКОВ Адриан Григорьевич [29 V (10 VI) 1887, Петербург - 22 VI 1967, Москва] - советский композитор. Нар. арт. Туркм. ССР (1967). В 1909 окончил петерб. Технологич. институт, в 1913 - Петерб. консерваторию по классу композиции (учился у А. К. Глазунова, Н. А. Соколова, H. H. Черепнина, Я. Витола). В 1914-16 участвовал в работе Муз.-историч. общества А. Д. Шереметева в качестве концертмейстера и педагога. В 1918-36 был инженером в Нар. комиссариатах путей сообщений и водного транспорта, не оставляя композиторской работы. С 1937 в Ашхабаде. В 1941-48 зам. пред. правления CК Туркм. ССР. С 1948 - в Москве. Ш. - один из основоположников проф. туркм. муз. культуры. Им созданы первые нац. муз.-сценич. произв.: музыка к пьесе «Зохре и Тахир» Б. Аманова на сюжет Молланепеса (1939), опера «Зохре и Тахир» (1941, открытие Туркм. театра оперы и балета), а также оперы «Гюль и бильбиль» (1943), «Шасенем и Гариб» (1944, совм. с Д. Овезовым), комич. опера «Кемине и казы» (совм. с В. Мухатовым, пост. 1947), опера на совр. тему «Айна» (совм. с Д. Овезовым, 1957). Туркм. тематика претворена Ш. и в др. жанрах.
Соч.: оперы - Отравленный сад (опера-поэма, 1916), Зцхре ве Тахыр (Зохре и Тахир, 1941, Туркм. театр оперы и балета; 2-я ред. совм. с В. Мухатовым, 1953, там же), Гюль и бильбиль (Роза и соловей, 1943, там же; 2-я ред. совм. с Д. Овезовым, 1961, там же), Шасенем и Гариб (совм. с Д. Овезовым, 1944, там же; 2-я ред. 1955, на Декаде туркм. искусства в Москве), Кемине и казы (Поэт и судья, совм. с В. Мухатовым, 1947, там же), Айна (совм. с Д. Овезовым, 1957, там же); балет Пир короля (1913); муз. драма Зцхре ве Тахыр (Зохре и Тахир, 1939, Ашхабад); для орк. - симфониетта (1955), симф. картина Чаруса (по роману «В лесах» Мельникова-Печерского, 1913), балетная сюита (1915), Туркменская рапсодия (1940), танцы (1941-47), увертюра (1947), Туркменский марш (1949), сюита для струн. орк. на туркм. темы (1950), Лирическая поэма (1963), концерт для фп. с орк. на туркм. темы (1947; 2-я ред. 1953); для орк. нар. инструментов - марш (1945), рапсодия (1949); камерные ансамбли - 2 сюиты для струн. квартета (1925; 2-я на туркм. темы, 1950); для фп. - сонатина (1923), 3 пьесы (1915), Гавот (1920); для скр. и фп. - Поэма, Танец (1948); для влч. и фп. - соната (1935), 2 пьесы (1948); 2 пьесы для флейты и фп. (1944); соната для флейты и арфы (1926, 2-я ред. 1962); 2 старинных танца для арфы (1936); 2 хора на сл. Махтумкули (1941); для голоса с фп. - романсы, в т. ч. 2 на сл. П. Верлена (1913), 4 на сл. Вяч. И. Иванова (1913-14), 6 на сл. Ф. К. Сологуба, Игоря Северянина и П. Верлена (1919-22), Триолеты на сл. И. С. Рукавишникова, Ф. К. Сологуба и К. Д. Бальмонта (1925), 2 на сл. Махтумкули (1947), 4 на сл. К. Сейтлиева и Р. Сеидова (1947); песни - 6 на слова туркм. поэтов (1941-1944); музыка к спектаклям драм. театра и кинофильмам; обр. нар. песен, в т. ч. туркм. нар. песни Биби-джан (для симф. орк. и хора, 1941).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь