на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ШЕБАЛИН Виссарион Яковлевич [29 V (11 VI) 1902, Омск - 28 V 1963, Москва] - советский композитор, педагог и обществ. деятель. Нар. арт. РСФСР (1947). Доктор искусствоведения (1941). Деп. Верх. Совета РСФСР 2-го созыва. В 1928 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского. С того же года преподаватель там же (с 1935 профессор; в 1942-48 директор). Среди учеников - Л. М. Аустер, Э. В. Денисов, Т. И. Корганов, К. X. Кужамьяров; В. Кучера (ЧССР), А. А. Николаев, А. Н. Пахмутова, В. Р. Тормис, Т. Н. Хренников, К. С. Хачатурян. Пред. правления Моск. CК (1941-42). В своём творчестве Ш. развивал традиции рус. муз. классики (особенно М. И. Глинки, А. П. Бородина, С. И. Танеева). Его произведениям свойственны благородство мелодики, часто включающей в себя интонации рус. нар. песенности, тонкое чувство формы. Проникновенный лиризм, широта этич. обобщений, энергия жизнеутверждающего созидания отличают мн. симф. и камерно-инстр. соч. Ш. В ряде из них раскрывается героика становления нового мира. Таковы опера «Солнце над степью», навеянная событиями Гражд. войны, кантата «Москва», 4-я симфония, посв. героям Перекопа. Симфония «Ленин» (1931; 2-я ред. 1959) явилась одним из первых в сов. музыке крупномасштабных произв., написанных на стихи В. В. Маяковского. Популярность приобрела поставленная во мн. театрах СССР и за рубежом лирико-комич. опера «Укрощение строптивой» (по У. Шекспиру). Особую страницу творчества Ш. составляют его хор. произв. Хоры Ш. отмечены тонким и сложным переплетением мелодич. линий, в них творчески развиты интонации рус. лирико-эпич. песенности («Зимняя дорога» и «Песня о Стеньке Разине» на стихи А. С. Пушкина). Большинство их написано без инстр. сопровождения. Романсы Ш. отличаются лаконичностью, строгим отбором выразит. средств, психологич. портретностью. Ш. восстановил, завершил и отредактировал ряд произв. русский композиторов-классиков. Среди них - оперы «Сорочинская ярмарка» Мусоргского, «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского (в которых Ш. дописал ряд сцен), «Симфония на две русские темы» Глинки. Автор статей по вопросам рус. классич. музыки, сов. муз. культуры, проблемам композиторского творчества и муз. образования. Гос. пр. СССР (1943, 1947).
Соч.: оперы - Укрощение строптивой (1957, филиал Большого театра), Солнце над степью (конц. исп. фрагментов, 1958, завершена в 1959); балет Минувших дней воспоминанье (на темы М. И. Глинки; оркестрован совм. с А. Паппе, 1961), балетная сюита Жаворонок (1944, Хореографич. уч-ще Большого театра); муз. комедия Жених из посольства (1942, Свердловский театр муз. комедии); для солистов, хора и орк. - кантаты Синий май, вольный край (сл. Н. Н. Асеева, 1930), Москва (сл. Б. В. Липатова, 1946; Гос. пр. СССР, 1947); для орк. - драм. симфония Ленин (для чтеца, солистов, хора и орк., сл. В. В. Маяковского, 1931; 2-я ред. 1959), 5 симфоний (1925; 1929; 1934; 1935, 2-я ред. 1961; 1962), симфониетта на рус. нар. темы (1951), 3 сюиты (1934, из музыки к пьесе «Дама с камелиями» Дюма-сына, из музыки к радиопостановке «Каменный гость» Пушкина, обе 1935), увертюра на марийские темы (1936), Русская увертюра (1941), Вариации на тему рус. нар. песни «Уж ты, поле моё, поле чистое» (1940); для инструментов с орк. - концерт для скр. (1940), концертино для скр. и струн. орк. (1932, 2-я ред. 1958), концертино для валторны и малого орк. (1930, 2-я ред. 1959); камерно-инстр. ансамбли, в т. ч. струн. трио (1949), 9 струн. квартетов (1923; 1934; 1938; 1940; 1942 - на слав. темы, Гос. пр. СССР, 1943; 1943; 1948; 1960; 1963); сонаты - для скр. и фп. (1958), для альта и фп. (1954), для влч. и фп. (1960); для фп. - соната (1927, 2-я ред. 1963), 3 сонатины (1929) и др.; хоры без сопровождения на стихи А. С. Пушкина (1949), А. В. Сафронова (1949), Максима Танка (1950), М. Ю. Лермонтова (1951), М. В. Исаковского (1952) и др.; хоры с сопровождением фп. - Сватушка, сватушка, на стихи А. С. Пушкина (из музыки к радиопост. «Русалка», 1937), Цвети, Советская страна (на стихи А. А. Суркова, из музыки к кинофильму «День победившей страны», 1947) и др.; для голоса с фп. - 5 отрывков из Сафо (пер. Вяч. И. Иванова, 1923), Подорожник (3 стихотворения A. А. Ахматовой, 1925), из А. А. Блока (2 стихотворения, 1925; 2-я ред. 1961), 3 стихотворения С. А. Есенина (1927), 2 стихотворения Р. М. Рильке (пер. Н. Горской, 1929), 12 стихотворений А. С. Пушкина (1935), 5 романсов на стихи Г. Гейне (пер. B. Я. Шебалина, 1942), 7 песен на стихи А. А. Коваленкова (1948), 6 романсов на стихи М. Ю. Лермонтова (1952), Родная земля (8 стихотворений А. Т. Твардовского, 1961), На земле мордовской (3 песни на стихи А. А. Прокофьева, 1961) и др.; обр. рус. нар. песен для разл. исполнит. составов, в т. ч. Каменна Москва (Русский народный сказ о Ленине, для баритона с фп., 1951), Сторонушка, сторонушка (для смеш. хора без сопровождения, 1952), За рекой, за горой (1958), Ермак (Ревела буря, дождь шумел…, 1958); музыка к спектаклям драм. театра - «Командарм 2» Сельвинского (1929, Т-р им. Мейерхольда), «Последний решительный» Вишневского (1931, там же), «Дама с камелиями» Дюма-сына (1934, там же), «Каменный гость», «Моцарт и Сальери» и «Скупой рыцарь» Пушкина (1937, все в Т-ре-студии под рук. Ю. А. Завадского), «Разбойники» Шиллера (1937, там же), «На берегу Невы» Тренёва (1937, там же), «Мария Стюарт» Шиллера (1940, Театр Революции), «Гамлет» Шекспира (1957, Т-р им. Е. Б. Вахтангова) и др.; музыка к радиопостановкам; музыка к кинофильмам - «Турксиб» (1930), «Гобсек» (1936), «Фронтовые подруги» (1940), «Глинка» (1946), «Волки и овцы» (1952), «Мастера Малого театра» (1952), «Свадьба Кречинского» (1953), «Композитор Глинка» (совм. с В. В. Щербачёвым, 1953) и др. Лит. соч.: Усилить работу над созданием детской песни, «СМ», 1935, No 2; Мясковский - учитель, там же, 1941, No 4; 80 лет Московской консерватории, там же, 1946, No 12; Музыка в фильме «Глинка», там же, 1947, No 1; Хорошая музыка - прежде всего!, там же, 1956, No 2; Несколько заметок о воспитании молодежи, там же, 1958, No 12; О пройденном пути, там же, 1959, No 2; Виссарион Яковлевич Шебалин. Литературное наследие. Воспоминания. Переписка. Статьи. Выступления. Сост. и комментарии А. М. Шебалиной, М., 1975.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ШЕ..

ЧЕМБАЛО

ЧЕШИХИН

ЧИАНУРИ

ЧИНДАУЛ

ЧОНГУРИ

ЧУГУНОВ

ШЁНБЕРГ

ШАГИНЯН

ШАКОННА

ШАЛЯПИН

ШАМЕЕВА

ШАМИНАД

ШАМИСЭН

ШАНТЫРЬ

ШАПОРИН

ШАРАКАН

ШАРОНОВ

ШАХЛЫЧА

ШВЕЙЦЕР

ШЕВАЛЬЕ

ШЕВЕЛЁВ

ШЕЙБЛЕР

ШЕТЕЛИХ

ШИАЛТЫШ

ШИНДЛЕР

ШИШАКОВ

ШЛЕЙФЕР

ШЛУСНУС

ШМУЛЛЕР

ШНАБЕЛЬ

ШНАЙДЕР

ШНЕЙДЕР

ШНЕФОХТ

ШПЕРГЕР

ШПИЛЛЕР

ШТАЙНЕР

ШТАРКЕР

ШТИРИЕН

ШТОКМАН

Музыкальный словарь ver16