на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ШПОР (Spohr) Луи (Людвиг) (5 IV 1784, Брауншвейг - 22 X 1859, Кассель) - немецкий композитор, скрипач, дирижёр и педагог. Род. в семье врача, родители были любителями музыки. В 5-летнем возрасте начал обучаться игре на скрипке. Позже в Брауншвейге занимался по муз.-теоретич. предметам у органиста К. Хартунга, обучался игре на скрипке, в т. ч. у Ф. Экка (с 1802). С 1799 скрипач придв. оркестра Брауншвейга, с 1805 концертмейстер придв. оркестра в Готе. В 1812-15 был капельмейстером «Театр ан дер Вин» (Вена). В 1817-20 дирижёр Оперного театра во Франкфурте-на-Майне, в 1821 - в Дрездене, в 1822-49 - в Касселе. Выступал как скрипач-виртуоз в разл. городах Германии, Австрии, Италии, Великобритании, Франции. В 1812 состязался с П. Роде в Вене (к-рого победил). В 1817 в Милане исполнил вместе с Н. Паганини ряд дуэтов для скрипки. В 1857 сломал левую руку и больше не выступал как скрипач. Ш. - основоположник нем. скр. школы 19 в. Среди учеников Ш. - Ф. Давид, М. Хауптман, А. Кёмпель,. Л. Сен-Любен. Славился виртуозной техникой, мощным певучим тоном; его игра отличалась спокойствием и величавой патетикой. В 1820-х гг. Ш. изобрёл подбородник для скрипки. Автор скр. школы (1831) и «Автобиографии» (тт. 1-2, 1860-61). Будучи известным дирижёром, Ш. первым ввёл в муз. практику дирижирование палочкой. Вместе с Э. Т. А. Гофманом Ш. положил начало нем. романтич. опере (см. Романтизм). Его опера «Фауст» (по роману Ф. М. Клингера «Жизнь Фауста, его деяния и гибель в аду»), поставленная под упр. К. М. Вебера (1816, Прага), стала после «Ундины» Э. Т. А. Гофмана одним из первых образцов нем. сказочно-романтич. оперы. Ш. писал оперы гл. обр. на историко-легендарные, сказочно-экзотич. и рыцарско-героич. сюжеты. В ряде опер использовал для муз. характеристик новые средства гармонии, систему лейтмотивов, колористич. приёмы орк. письма; в опере «Горный дух», стремясь к сквозному действию, отказался от деления сцен на отд. номера. Оперы Ш. оказали влияние на творчество К. М. Вебера и Р. Вагнера. Романтич. тенденции присущи и симф. произв. Ш. К числу лучших относятся программные 4-я и 7-я симфонии, 2-й, 8-й и 9-й концерты для скрипки с оркестром, двойные квартеты, струн. секстет, посв. дрезденскому восстанию 1848. В 1908 основано общество Л. Шпора в Касселе; в 1921 там же - музей Ш.
Соч.: оперы - Испытание (Die Prüfung, 1806, Гота), Альруна, королева сов (Alruna, die Eulenkönigin, 1808, Кассель), Поединок с возлюбленной (Der Zweikampf mit der Geliebten, 1811, Гамбург), Фауст (1816, Прага; нов. ред. 1852, Лондон), Земира и Азор (1819, Франкфурт-на-Майне), Йессонда (1823, Кассель), Горный дух (Der Berggeist, 1825, Кассель), Пьетро из Альбано (1827, там же), Алхимик (Der Alchimist, 1830, там же), Крестоносцы (Die Кreuzfahrer, 1845, там же); для голосов, хора и орк. - оратории Страшный суд (Das jüngste Gericht, 1812), Последние деяния (Die letzen Dinge, 1826), Последние часы Спасителя (Des Heilands letzte Stunden, 1835), Падение Вавилона (Der Fall Babylons, 1842), месса Отче наш (Vater unser, ел. Ф. Г. Клопштока), сценич. кантата - Освобождённая Германия (Das befreite Deutschland, 1814); для opк. - 9 симфоний [в т. ч. 4-я, Святость звуков (Die Weihe der Töne, 1832); 6-я, Историческая (Historische, 1839); 7-я, Земное и божественное в жизни человека (Irdisches und Göttliches im Menschenleben, для 2 орк., 1841); 9-я, Времена года (Die Jahreszeiten, 1850)], 3 конц. увертюры, в т. ч. увертюра к трагедии «Макбет» Шекспира; для инструментов с орк. - 12 концертов для скр. (1803-44), 3 концертино для скр. (1835-39), 4 концерта для кларнета (1808-28), концерт для струн. квартета и орк. (1845), для арфы и орк.; камерно-инстр. ансамбли - 3 сонаты для скр. и фп., 15 дуэтов для 2 скр., 5 фп. трио (1841-45), 34 струн. квартета, 4 двойных квартета (1823-47), 3 фп. квинтета (1820, 1845, 1853), фп. секстет (1848), струн. секстет (1848), септет (для флейты, кларнета, валторны, фагота, скрипки, влч. и фп.), октет для скр., 2 альтов, влч., кларнета, 2 валторн и контрабаса, 1814), нонет (для скр., альта, влч., флейты, гобоя, кларнета, валторны, фагота и контрабаса (1813); для фп.- пьесы; для арфы - 2 фантазии; для хора - кантаты, псалмы, хоры; для голоса с фп. - ок. 100 песен, в т. ч. песни на тексты И. В. Гёте: Гретхен за прялкой (Gretchen am Spinnrade, 1809), Миньона (1815) и др. Лит. соч.: L. Spohr's Selbstbiographie, Bd 1-2, Кassel-Gött., 1860-61, факсим. переизд., Кassel, 1954-55; Briefwechsel mit seiner Frau Dorette, hrsg. von F. Göthel, Кassel, 1957.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ШП..

ЦИНЬ

ЦУГА

ЧАНГ

ЧАПИ

ЧЕЙЗ

ЧООР

ШАБР

ШАЙЕ

ШАМО

ШАНО

ШАРП

ШВЕН

ШЕВЕ

ШЕЙН

ШЕЙТ

ШЕНК

ШМИЦ

ШОРР

ШПИС

ЫРЧИ

ЭБЕН

ЭГГЕ

ЭЗГИ

ЭКЛС

ЭНДЕ

ЭНДИ

ЭНКЕ

ЭРАР

ЭРВЕ

ЭРХУ

ЭТЮД

ЮДИН

ЮЖИН

ЮХОВ

ЯЛАС

ЯНЕТ

ЯНКО

ЯРОН

ЯХИН

Музыкальный словарь ver16