на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ШТЕЙБЕЛЬТ (Steibelt) Даниель [ 22 Х 1765, Берлин - 20 IX (2 X) 1823, Петербург] - немецкий пианист, дирижёр и композитор. Сын мастера клавишных инструментов. Игру на фп. и теорию музыки изучал под рук. Ф. Кирнбергера. С 1789 начал концертировать. В 1790-96 и 1805-08 жил в Париже, приобрёл известность как пианист и педагог. В 1793 опера Ш. «Ромео и Джульетта» пост. в театре «Фейдо». В 1796-1800 путешествовал, посетил Лондон, Берлин, Дрезден, Прагу, Вену, позднее жил в Париже, Лондоне. С 1809 жил в Петербурге (с 1811 капельмейстер придв. Франц. оперы). Выезжал на концерты в Москву. Писал музыку. Оставил множество произведений различных жанров, успех которых был недолговременным. Наиболее значителен вклад Ш. в фп. музыку (писал фп. соч., в основном для собственных выступлений). Его пьесы отражали салонные вкусы того времени и наряду с этюдами И. Крамера и М. Клементи исполнялись до нач. 20 в. В фп. концертах Ш. заметны романтич. черты - обогащённая орк. палитра, виртуозная техника. Одним из первых начал широко использовать педаль и описал технику педализации в своей книге «Полная практическая школа для фортепиано» (П., 1830).
Соч.: оперы - Ромео и Джульетта (1793, Париж), Альберт и Аделаида (1798, Лондон), Вавилонская принцесса (La princesse de Babylone, 1808, Петербург), Золушка (Cendrilion, 1809?, там же), Сарджино (1810, там же), опера-пастиччо Любовные страсти (Les Folies amoureuses, там же), Суд Мидаса (Le Jugement de Midas, 1823, не окончена); балеты - Возвращение Зефира (Le retour de Zephire, 1802, Париж), Суд пастуха Париса (Le Jugement du berger Paris, 1804, Лондон), Прекрасная молочница (La belle laitiere, 1805, там же), Глупый рыцарь (Der blöde Ritter, 1810, Петербург); кантата Празднество Марса (La Fete de Mars, в честь битвы при Аустерлице, 1806, Париж); симфонии и увертюры для орк.; 7 концертов для фп. с орк.; фп. трио, фп. квартет, струн. квартеты, 3 фп. квинтета; для фп.- св. 100 сонат (некоторые со скр., влч. или флейтой ad libitum), дивертисменты и др.; песни.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь