на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РАЗРАБОТКА (нем. Durchführung, франц. и англ. development) - средний раздел полной сонатной формы, в котором преобладает разработочный метод развития. Сущность последнего заключается в дроблении ранее изложенной темы на отд. фразы, мотивы, в их вычленении. Эти фразы и мотивы, временно обретающие конструктивную самостоятельность, претерпевают ряд изменений - мелодических, ладо-гармонических, тональных, ритмических, регистровых, тембровых. Тональные смены обычно основываются на определённом принципе - секвенции, движении в доминантовую или субдоминантовую сторону, перемещении на тот или иной интервал. Тембровые смены осуществляются посредством передачи мотивов от одной группы инструментов (или одного инструмента) к др. группе (или др. инструменту). Существ. роль в Р. играют приёмы полифонич. развития: фугированное движение - вплоть до возникновения фугато на одну из тем экспозиции (часто видоизменённой) или её фрагмента; использование сложного контрапункта и др. Одним из типичных для сонатной Р. приёмов является последовательное дробление темы на всё более и более мелкие элементы, вплоть до кратких субмотивов. Для Р. сонатной формы периода классицизма характерно непрерывное поступательное движение. В эпоху романтизма начинают использоваться и консеквентные перемещения крупных разделов. В 1-й части струнного квинтета Шуберта C-dur op. 163 благодаря этому возникает типичная структура А1А2В, к-рая используется и рядом др. композиторов. Сонатная Р. может включать и изложение новой темы, которое образует «эпизод в разработке». Чаще всего эта тема носит лирич. характер. Р. как крупный раздел формы встречается также в рондо-сонате. Принцип разработочного развития составляет основу неустойчивых разделов и др. форм, напр. середины в простых двухчастной репризной и трёхчастной. Он может проявляться и в др. разделах форм (часто в связках), создавая моменты неустойчивости и активного тематич. развития. Лит. см. при статье Сонатная форма. В. П. Бобровский.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь