на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РЕКОНСТРУКЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ - восстановление исчезнувших из музыкальной практики инструментов по письменным, иконографическим, археологич. источникам или сохранившимся образцам. Р. м. и. может преследовать практические и научные цели, а также объединять те и другие. Классич. образец Р. м. и. с практич. целью - воспроизведение в 1791 под руководством Б. Саррета по рельефным изображениям на античной арке Траяна древне-рим. военного рога - букцины. Этот инструмент был включён в состав первого муз. коллектива революц. Франции - духового оркестра Национальной Гвардии и нашёл применение в созданных для этого оркестра сочинениях («Траурный марш» Госсека, «Иосиф» Мегюля, и др.). В рус. народной музыкально-инструмент. практике аналогичное значение имела реконструкция в 1896-1900 В. В. Андреевым и С. И. Налимовым, а в 1908-1917 Г. П. Любимовым и С. Ф. Буровым рус. домры, вошедшей в состав балалаечно-домрового «андреевского» и домрового «любимовского» оркестров. С практич. целью были предприняты в 1900-х гг. Н. П. Фоминым, а в 1940-х гг. К. Авксентьевым попытки возрождения по сохранившимся рисункам древнерус. гудка. В 1952-75 плодотворную работу по практич. реконструкции укр. кобзы осуществил M. В. Лысенко-Днестровский. Воссозданный им инструмент стал основой нового типового состава оркестра укр. нар. инструментов. Активную работу по реконструкции старинных Казах. инструментов (джетыгана, шертера и др.) ведёт Б. Ш. Сарыбаев. Пример научной Р. м. и. - воспроизведение В. Маийоном в кон. 19 - нач. 20 вв. по античным иконографич. материалам древнегреч. и рим. инструментов, хранящихся в собрании Ленингр. института театра, музыки и кинематографии: кифара 9-струнная, лира 5-струнная, лира 7-струнная, греч. и греко-рим. авлосы, рим. трубы и рога. Большое научное значение имеют иконографические Р. м. и. по материалам археологич. изысканий 1951-75 на терр. древнего Новгорода. Эти реконструкции дали представление о подлинных древнерус. инструментах: сопелях кон. 11 и нач. 15 вв., крыловидных гуслях 11-15 вв., гудке 12 и 2-й пол. 14 вв. Восстановленные муз. инструменты применяются в разл. ансамблях и оркестрах, исполняющих старинную музыку. Для таких ансамблей и оркестров на строго научной основе воссоздаются многие из муз. инструментов прошедших эпох: клавесины, спинеты, клавикорды, цинки (корнеты), ранние флейты (продольные и поперечные), шалмеи, крумгорны, различные натуральные трубы, рога и мн. др. Р. м. и., связанные с практич. целями, нередко включают и элементы усовершенствования музыкальных инструментов. Так, в соответствии с характером группы мундштучных инструментов Оркестра французской Национальной Гвардии, реконструируемые для него букцины были выполнены в двух модификациях: малая (в строе «Es») и большая (в строе «В»). При воссоздании рус. домры, ориентируясь на разл. типы нар. оркестров, Андреев и Налимов построили семейство 3-струнных домр квартового строя, а Любимов и Буров - семейство 4-струнных домр квинтового строя. Исходя из идеи определённого типового состава укр. нар. оркестра, Лысенко-Днестровский возродил укр. кобзу в виде семейства из 5 разновидностей. Качество Р. м. и. определяется мерой приближения к оригиналу и соответствием художеств.-эстетич. требованиям, предъявляемым к реконструируемому объекту. Элементы усовершенствования при Р. и. и. в практич. целях носят исключительно частный характер, касаются лишь отдельных деталей и не нарушают основного художественного и конструктивного принципа инструмента.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь