на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РЕФРЕН (франц. refrain - припев) - термин, введённый для обозначения повторений окончания строфы (одной или неск. строк, порой и одного слова) в песенных формах 12-16 вв. Такие Р. характерны для баллад, франц. рондо, виреле, итал. вилланеллы и фроттолы, исп. вильянсико, использовались также в лаудах, кантатах и др. Р. широко применялись и в позднейших песенных формах. В советский музыковедении в этом смысле используется термин припев, тогда как термин «Р.» применяется почти исключительно для обозначения темы инстр. или вок. произв., проходящей не менее 3 раз и композиционно его скрепляющей. В рондо это гл. тема, проведения которой создают его общий структурный каркас. В рондообразных формах это также неоднократно звучащая тема. Р. иногда принимает облик лейттемы (см. Лейтмотив), проведения которой связаны с воплощением особо важной идеи; лейттема подчиняет себе развитие остального тематич. материала или по крайней мере оказывает на него существ. воздействие. Примером может служить фанфарная тема вступления в 1-й части 4-й симфонии Чайковского. Когда одна из тем муз. произв. (особенно крупного) становится Р., это не только её выделяет, но и способствует структурному единству целого. Лит. см. при статьях Рондо и Форма музыкальная. В. П. Бобровский.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь