на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



РИМАН (Riemann) Карл Вильгельм Юлиус Xуго (18 VII 1849, Гросмельра, близ г. Зондерсхаузен - 10 VII 1919, Лейпциг) - немецкий музыковед. Род в семье композитора-любителя. Занимался музыкой под рук. Г. P. Франкенбергера, А. Бартеля, Т. Ратценбергера и др. Изучал право, историю и философию в университетах Берлина и Тюбингена (1868-70). В 1871 поступил в Лейпцигскую консерваторию, где учился по классам фп. и композиции у К. Г. Рейнеке, гармонии - у С. Ядассона. В 1873 в Геттингене защитил диссертацию «Ьber das musikalische Hören» (издана под назв. «Musikalische Logik…», Lpz., 1874). До 1878 был дирижером и педагогом в Билефельде, затем приват-доцентом в Лейпцигском университете; преподавал в Бромберге (1880), в Гамбургской консерватории (1881-90, класс фп. и теоретич. предметы), в консерватории Висбадена (1890-95). В 1895 вернулся в Лейпциг. Работал в университете (с 1901 профессор), с 1905 - в новом Ин-те музыкознания (Collegium musicum, с 1911 профессор). С 1914 директор гос. исследовательского Ин-та муз. науки. Почетный член академии «Санта-Чечилия» в Риме (1887), Корол академии во Флоренции (1894). Деятельность Р. необычайно широка по масштабам и тематике. Как историк и теоретик он охватил все области музыковедения, проявив стремление к универсальной систематизации. Теоретич. воззрения Р. сложились преим. на основе утверждения закономерностей классич. искусства (прежде всего венских классиков). В центре интересов Р. - проблемы структуры муз. произв., поставленные в связь с др. сторонами муз. искусства. В области гармонии как теоретич. дисциплины Р. являлся основоположником т. н. функционального направления. Он высоко ценил гармонич. концепции Ж. Ф. Рамо, использовал в исследованиях данные акустики и муз. психологии. В сфере полифонии Р. пересмотрел антиисторич. положения традиц. школы И. Фукса и пытался подчинить учение о полифонии закономерностям гармонич. мышления. Рассматривая проблемы метра и ритма, Р. выдвинул в качестве основного принцип ямбического строения элементов муз. формы (как мелких, так и крупных). Осн. формообразующими элементами музыки он считал гармонию и ритм, а осн. носителями выразительности - мелодию, динамику и агогику. Р. разработал методологию муз. анализа, основанную на понимании произв. как стройной организации структурных элементов, начиная от мотива и вплоть до формы целой части, даже цикла частей. Уязвимым в методе анализа Р. было то, что он исходил из стиля одной только венской классической школы; помимо того, он недооценивал значения хореических образований, что приводило его к разл. рода натяжкам. Это проявилось в многочисл. работах Р., посв. анализу муз. произв. (напр., фуг И. С. Баха или фп. сонат Л. Бетховена). Спец. работы Р. посвятил вопросам муз. инструментария, оркестра, партитуры, а также исполнительства (особенно на фп.), истории нотописания, муз. теории, муз. эстетики, в которой он брал за основу значительность содержания, идеи произв. и совершенство воплощающей его формы. Теоретич. мышление Р. совмещало в себе догматич. черты (систематизация правил, рекомендации), глубоко науч. поиск и смелые творч. идеи, приведшие к ряду открытий. В области музыковедения труды Р. основаны большей частью на новых фактах, особенно в истории муз. теории, нотописания и муз. стиля 17-18 вв. Ряд проблем Р. раскрыл по-новому, в частности проблему формирования венской классич. школы, исследовав творчество композиторов мангеймской школы, и опубликовав множество их симф. произв. Историю музыки Р. представлял преим. как историю жанров, форм, способов изложения, муз. стилей. Основополагающий труд Р. в этой области - «Руководство по истории музыки» («Handbuch der Musikgeschichte», Bd 1-2, 1904-13). Разработал ряд принципов периодизации, но в их применении бывал непоследовательным и смешивал разные критерии. Спец. работу Р. посвятил истории муз.-теоретич. мысли. Многие его труды используются как пособия (особенно «Катехизисы»); целая группа их может быть отнесена к категории справочников, среди которых мировую известность приобрел «Музыкальный словарь» («Musiklexikon», В., 1882), на базе которого вышло в свет 12 изданий (переиздавался, уточнялся и дополнялся с участием видных музыковедов (12. Aufl., Bd 1-5, 1959-75, hrsg, von W. Gurlitt, H. H. Eggebrecht, C. Dahlhaus). Ряд изданий словаря Р. переведён на разные яз. (рус. пер., ред. и доп. Ю. Энгеля, 1901). Автор муз. произведений.
Соч.: Die objektive Existenz der Untertöne in der Schallwelle, В., 1875; Musikalische Syntaxis, Lpz., 1877, переизд., Niederwalluf-Wiesbaden, 1971; Studien zur Geschichte der Notenschrift, Lpz., 1878, переизд., Hildesheim, 1970; Skizze einer neuen Methode der Harmonielehre, Lpz., 1880, 1929; Neue Schule der Melodik, Hamb., 1883; Elementar-Musiklehre, Hamb., 1883; Musikalische Dynamik und Agogik, Hamb., 1884; Systematische Modulationslehre als Grundlage der musikalischen Formenlehre, Hamb., 1887 (рус. пер. - Систематическое учение о модуляции как основа учения о музыкальных формах, М.-Лейпциг, 1898); Opern-Handbuch, [TI 1-3], Lpz., 1887-1893; Wie hören wir Musik? Drei Vorträge, Lpz., 1888, 1923; Кatechismus des Кlavierspiels, Lpz., 1888 (рус. пер. - Катехизис фортепианной игры, M., 1892, 4929), Lehrbuch des einfachen, doppelten und imitierenden Кontrapunkts, Lpz., 1888,4-6 1921, Кatechismus der Musikgeschichte, Tl 1-2, Lpz., 1888, 1914 (рус. пер. - Катехизис истории музыки, ч. 1-2, М., 1895-96), Кatechismus der Musikinstrumente, Lpz., 1888, 4908, Кatechismus der Orgel, Lpz., 1888, 1901; Allgemeine Musiklehreatechismus der Musik), Lpz., 1888, 1908; Anleitung zum GeneralbaЯ-Spielen, Lpz., 1889, 1922, Кatechismus der Akustik, Lpz., 1891 (рус. пер. - Акустика с точки зрения музыкальной науки, М., 1898); Vereinfachte Harmonielehre, L.-N. Y., 1893 (рус. пер. - Упрощенная гармония, или Учение о тональных функциях аккордов, М.-Лейпциг, 1896, то же, 1901), Geschichte der Musiktheorie im IX.-XIX. Jahrhundert, Lpz., 1898, Hildesheim, 1961, Die Elemente der musikalischen Дsthetik, B.-Stuttg., [1900]; Geschichte der Musik seit Beethoven (1800-1900), В.-Stuttg., 1901; Grosse Кompositionslehre, Bd 1-3, B.-Stuttg., 1902-13, Anleitung zum Partiturspiel, Lpz., 1902, 1924; Кatechismus der Orchestrierung, Lpz., 1902, 1921; System der musikalischen Rhythmik und Metrick, Lpz., 1903, переизд., Niederwalluf-Wiesbaden, 1971; Handbuch der Musikgeschichte, Bd 1-2, Lpz., 1904-13, 4919-22, переизд., N. Y., 1972, Das Problem des harmonischen Dualismus, Lpz., 1905; Normallavierschule für Anfänger, Lpz., 1906; Кleines Handbuch der Musikgeschichte, Lpz. 1908, 1952; GrundriЯ der Musikwissenschaft, Lpz., 1908, 1928; Die byzantinische Notenschrift im 10. bis 15. Jahrhundert, Lpz., 1909; Дsthetische und formal-technische Analyse mit historischen Notizen, Tl 1-3, В., 1918-19 и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
РИ..

РАМАН

РАМИН

РАНКИ

РАТИЛ

РАУНД

РАЦЕК

РЕБАБ

РЕБЕК

РЕВЕС

РЕГЕР

РЕДЕР

РЕЙЕР

РЕЙХА

РЕНЬЕ

РЕФУС

РЕШКЕ

РЗАЕВ

РИЕТИ

РИККА

РИЧЧИ

РОБЕВ

РОДОН

РОЖОК

РОЗУМ

РОККИ

РОЛЛА

РОЛОН

РОНДО

РОРЕМ

РОССИ

РОТТА

РОЯЛЬ

РУБАБ

РУБЕЦ

РУБИН

РУБОБ

РУДЕС

РУМАН

РУМБА

Музыкальный словарь ver16