на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



РОДЕ (правильнее Род, Rode) Жак Пьер Жозеф (16 II 1774, Бордо - 25 XI 1830, Шато-де-Бурбон, близ г. Дамазан) - франц. скрипач, педагог, композитор. Учился игре на скрипке в детстве у Ж. Фовеля Старшего, с 1787 - у Дж. Б. Виотти в Париже. Дебютировал в 1790 (исполнил в театре «Фейдо» концерт No 13 Виотти, который был концертмейстером оркестра театра); позднее Р. стал концертмейстером вторых скрипок этого оркестра, затем солистом оркестра «Гранд-Опера» (до 1799). С 1790-х гг. концертировал в Париже и др. франц. городах (с особым успехом исполнял 5 скр. концертов Виотти). С 1794 гастролировал во Франции и др. странах Зап. Европы. В 1795-1802 был профессором по классу скрипки Парижской консерватории. Р. возглавлял (вместе с П. Байо и Р. Крейцером) т. н. парижскую скр. школу. Среди его учеников - Ф. Бём, Ш. Лафон. В 1800-02 был солистом придв. капеллы Наполеона. В кон. 1802 гастролировал с придв. франц. оперной труппой (возглавлявшейся Ф. А. Буальдьё) в Германии, Польше, в 1803-08 - в России. С 1804 Р. - придв. солист в Петербурге (это звание впервые было учреждено для Р.), концертировал также в Москве, играл в разл. ансамблях, был солистом оперного театра в Петербурге, одноврем. давал уроки, написал неск. скр. концертов, дуэтов, каватину и рондо на рус. темы. Рус. муз. культура оказала влияние на его творчество - в ряде произв. Р. использовал рус. нар. мелодии. В первом выступлении по возвращении в Париж исполнил сочинённый в Петербурге 10-й концерт, который франц. публика встретила равнодушно, назвав «Ледяной Россией»; стиль игры Р. также больше не восхищал парижан, которых увлекала в те годы модная манера исполнения его ученика Лафона. В 1814-19 Р. жил в Берлине, возобновил выступления лишь в 1817, гастролировал в Германии и Австрии. Вернулся в Париж в 1819, однако в течение 9 лет не концертировал; в 1828 Р. дал последний, не имевший успеха концерт и полностью прекратил выступления из-за болезни. Р. был одним из основателей франц. скр. школы 19 в., выдающимся скрипачом своего времени, обладавшим совершенной техникой и отличавшимся тонкостью и выразительностью исполнения (красоту звука, чистоту и изящество его игры отмечал П. Байо). Продолжал гл. обр. традиции Виотти (гл. тему 7-го, наиболее популярного концерта a-moll P. заимствовал из его 22-го концерта), однако отошёл от героич. стиля и развивал сентиментально-романтич. направление в скр. исполнительстве. После 1808 его игра утратила внутр. энергию, технич. точность. Произв. Р. для скрипки, особенно концерты и вариации, пользовались большим успехом у исполнителей («Интродукцию и блестящие вариации» G-dur включали в свой репертуар не только скрипачи, но - как вокализ - и певицы А. Каталани, Г. Зонтаг, П. Виардо) и высоко ценились композиторами его времени. Л. Боккерини написал для Р. неск. концертов и ряд пьес, Л. Бетховен (выступал вместе с Р.) посв. ему «Романс» для скрипки с оркестром ор. 50, использовав интонации 2-й части его 7-го концерта, и написал для него 10-ю скр. сонату (по словам Бетховена, с учётом особенностей исполнит. стиля Р.). Сохранили значение в совр. педагогич. практике концерты Р., а также 24 каприса в форме этюдов в 24 тональностях для скрипки соло. Совм. с Байо и Крейцером он написал скр. школу («Methode de violon», 1802; в рус. пер. - «Скрипичная метода», 1812), к-рая стала классич. уч. пособием для скрипачей 19 в.
Соч.: для инструмента с орк. - 13 концертов для скр., вариации для скрипки с орк. или струн. квартетом; камерно-инстр. ансамбли - 24 дуэта для 2 скр., фантазии и вариации для скр. с фп., 13 струн. квартетов, в т. ч. 8 сонат для скр. в сопровождении струн. трио, и др.; 24 каприса в форме этюдов для скр. соло (24 Caprices en forme d'etudes dans les 24 tons de la gamme).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
РО..

ПОНС

ПРАЧ

ПРЕЙ

ПУНИ

ПЭАН

ПЯРТ

ПЯТС

РААБ

РАБО

РАГА

РАЛЬ

РАММ

РАМО

РАПМ

РАФФ

РЕВЮ

РЕЛЯ

РИГА

РИТМ

РОЗА

РОММ

РОРЕ

РОТА

РОУЗ

РУАР

РУНЫ

РУСТ

РУХА

СЁНИ

СААР

САБО

САКС

САРИ

САТИ

СВАН

СЕГО

СЕЛЛ

СИЛС

СИММ

Музыкальный словарь ver16