на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РОДСТВО ТОНАЛЬНОСТЕЙ - близость тональностей, определяемая количеством и значимостью общих им элементов (звуков, интервалов, аккордов). Тональная система эволюционирует, поэтому состав элементов тональности (звукоступенный, интервальный, аккордовый, функциональный) не остаётся тем же самым, Р. т. не есть нечто абсолютное и неизменное. Принцип Р. т., верный для одной тональной системы, может оказаться недействительным для другой. Многочисленность систем Р. т. в истории учений о гармонии (А. Б. Маркс, Э. Праут, X. Риман, А. Шёнберг, Э. Лендваи, П. Хиндемит, Н. А. Римский-Корсаков, Б. Л. Яворский, Г. Л. Катуар, Л. М. Рудольф, авторы «бригадного учебника» И. В. Способин и А. Ф. Мутли, О. Л. и С. С. Скребковы, Ю. Н. Тюлин и Н. Г. Привано, Р. С. Таубе, М. А. Иглицкий и др.) в конечном счёте отражает развитие тональной системы. Для музыки 18-19 вв. наиболее подходящей, хотя и не безупречной, является систематика Р. т., изложенная в учебнике гармонии Н. А. Римского-Корсакова. Близкими тональностями (или находящимися в 1-й степени родства) считаются те шесть, тонич. трезвучия которых находятся на ступенях данной тональности (натурального и гармонич. лада). Напр., к C-dur близкородственными будут a-moll, G-dur, e-moll, F-dur, d-moll и f-moll. Прочие, далёкие тональности находятся соответственно во 2-й и 3-й степени родства. По И. В. Способину, система Р. т. основывается на том, объединимы ли тональности общей тоникой того или др. наклонения. В результате тональности делятся на три группы: I - диатонич. родства, II - мажоро-минорного родства, III - хроматич. родства, напр. к C-dur: В совр. музыке структура тональности изменилась; утратив прежние ограничения, она во многом стала индивидуализированной. Поэтому системы Р. т., касающиеся прошлого, не отражают многообразия Р. т. в совр. музыке. Обусловленные акустич. родством звуков квинтовые и терцовые отношения сохраняют значение и в совр. гармонии. Тем не менее во мн. случаях Р. т. связано прежде всего с комплексом представленных в структуре данной тональности гармонич. элементов. В результате реально функционирующие отношения тональной близости или отдалённости могут оказаться совсем иными. Так, если, напр., в составе тональности h-moll есть гармонии V низкой и II низкой ступеней (с осн. тонами f и с), то благодаря этому к h-moll может оказаться близкородственной тональность f-moll (см. 2-ю часть 9-й симфонии Шостаковича). В теме охотников (Des-dur) из симф. сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк» вследствие индивидуализированной структуры тональности (в ней даны только I ступень и «прокофьевская доминанта» - VII высокая) тоника полутоном ниже (C-dur) оказывается много более близкой, чем традиционная доминанта V ступени (As-dur), гармония которой в теме не появляется ни разу.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь