на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РОКОКО (франц. rococo, также rocaille - рокайль, от назв. одноимённого орнаментального мотива; rocaille musicale - музыкальный рокайль) - стиль в европ. искусстве 1-й пол. 18 в. Возникнув во Франции в эпоху кризиса абсолютизма, стиль Р. отражал стремление к уходу от действительности в сферу беспечной игры и наслаждения. Иск-во Р., отмеченное чертами интимной камерности, культивировало особый мир хрупких, нежно грациозных или кокетливо скерцозных образов буколического, галантного, салонного характера. Ему присущи прихотливая изысканность линий, дробность рисунка, широкое развитие орнаментально-декоративного начала. В музыке это проявлялось в обильном использовании мелизмов (франц. agrements, нем. Manieren), которые составляли неотъемлемую часть мелодич. линии; фактура отличалась лёгкостью и прозрачностью, господствовал гомофонный склад, элементы полифонии применялись очень экономно и скупо. Для искусства Р. характерен отход от монументальных форм барокко. Типичные примеры Р. в музыке - клавесинные миниатюры Ф. Куперена и Ж. Ф. Рамо, оперы-балеты А. Кампры, некоторые произв. Р. Кайзера и Г. Ф. Телемана, отчасти «упражнения» (esercizi) Д. Скарлатти. Термин «Р.» равнозначен определению галантный стиль. Ю. В. Келдыш.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь