на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



РОЯЛЬ (от франц. royal - королевский, царственный) - струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент, одна из разновидностей фортепьяно. Термин «клавесин рояль» (clavecin royal) введён мастером клавишных инструментов И. Вагнером (работал в Дрездене), который назвал так сконструированное им в 1774 фп. с 3 педалями и регистрами (с течением времени Р. с регистрами перестали изготовлять). В Р. струны, дека и механика расположены в горизонтальной плоскости. Характерная особенность Р. - крыловидная форма корпуса, обусловленная размерами прилегающих струн - более коротких для высоких и более длинных для низких звуков. Прототип совр. Р. - пьянофорте (фортепьяно), изобретённое в 1709-11 итал. мастером Б. Кристофори. Более 100 лет Р. оставался деревянной конструкцией; затем увеличение числа струн, большее их натяжение, вызванное постепенным повышением строя, а также стремление мастеров продлить срок эксплуатации инструмента привели сначала к укреплению деревянной рамы металлич. распорками - шпрейцами; в 1-й четв. 19 в. стали применяться т. н. полосовые и трубчатые металлич. рамы, в сер. 19 в. - цельнолитые чугунные. У совр. Р. суммарная сила натяжения струн превышает 20 тонн. В 1821 С. Эраром введена механика с двойной репетицией (см. Механика фортепьянная). В целях сохранения наибольшей длины (важна для звучания басов) и одноврем. уменьшения габаритов Р. в 1-й пол. 19 в. стало применяться диагональное, т. н. перекрёстное расположение струн в 2 (одна над другой) плоскостях (система введена Бабкоком в 1830); в некоторых конструкциях в кон. 19 - нач. 20 вв. струны располагались в 3 плоскостях. Фп. мастера и фирмы вносили в разное время разл. усовершенствования, среди них - задерживающаяся педаль и дискантовый колокольчик (фирма «Стайнуэй»), т. н. аликвотные струны (см. Резонансовые струны; «Блютнер») и др. По размерам Р. делятся на концертные (длина до 3 м), салонные (ок. 2 м), кабинетные (1,6-1,8 м), «миньон» (1,1-1,5 м). Диапазон совр. малых Р. - 7 октав, салонных и конц. - 7ј октавы - А2 - с5 и более (Р. фирмы «Бёзендорфер» - F2 - с5). Основатели наиболее известных фирм: в России - Ф. Дидерихс, Я. Беккер, К. Шредер, Ф. Мюльбах (все - Петербург), Трессольт (Рига); в Германии - Ю. Блютнер (Лейпциг), Р. Ибах (Бармен), Ю. и П. Шидмайер (Штутгарт), К. Рёниш (Дрезден), К. Бехштейн (Берлин), А. Фёрстер (Лейпциг); во Франции - С. Эрар, И. Плейель, Г. Герц и И. Фрейденталер (Париж); в США - Г. Э. Стайнуэй (ныне «Стайнуэй и сыновья», Нью-Йорк), К. Мейер (Филадельфия); в Чехословакии - А. Петров («Петров»). В СССР наиболее известные марки - «Красный Октябрь» (Ленинград), «Эстония» (Таллин).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
РО..

РЕНЬЕ

РЕФУС

РЕШКЕ

РЗАЕВ

РИЕТИ

РИККА

РИМАН

РИЧЧИ

РОБЕВ

РОДОН

РОЖОК

РОЗУМ

РОККИ

РОЛЛА

РОЛОН

РОНДО

РОРЕМ

РОССИ

РОТТА

РУБАБ

РУБЕЦ

РУБИН

РУБОБ

РУДЕС

РУМАН

РУМБА

РУМЕР

РУНОВ

РУПИН

РУССО

РЯБОВ

РЯЭТС

САВАР

САДЛО

САДЫХ

САИТО

САЙФИ

САКВА

САЛИН

Музыкальный словарь ver16