на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



РУССО (Rousseau) Жан Жак (28 VI 1712, Женева - 2 VII 1778, Эрменонвиль, близ Парижа) - французский философ, писатель, композитор и муз. деятель. Сын часовщика. Спец. муз. образования не получил. Муз. вкусы Р. сложились под влиянием музыки, к-рую он слушал во Франции, а также в Италии (в 1743-44 был секретарём франц. посла в Венеции). Пел в церк. хоре, дирижировал домашними концертами в салоне любительницы музыки, пробовал сочинять музыку (балет «Галантные музы»- «Les muses galantes», 1747). P. предложил реформу нотации (перевод на цифровую систему), опубликовав «Диссертацию о современной музыке» («Dissertation sur la musique moderne», P., 1743). Важнейшим стимулом активизации муз. деятельности Р. была т. н. «война буффонов» в 50-х гг. 18 в. в Париже. Р. решительно встал на сторону «буффонистов», выпустив неск. острополемич. памфлетов, направленных против условностей франц. придв. театра. Передовой эстетик, Р. разделял позиции франц. просветителей - Д. Дидро, М. Гримма, Ж. Д Адамбера. В дальнейшем Р. сблизился с энциклопедистами. С 1765 вёл муз. отдел в издававшейся ими «Энциклопедии, или Толковом словаре наук…» («Encyclopedie, ou Dictionnaire raisonnй des sciences, des arts et metiers»). Развивал в своих статьях идеи о выразительности музыки, о примате в ней мелодии, к-рая, по его мнению, естественно возникает в истории человечества вместе с речью. В 1764 он закончил собств. «Музыкальный словарь» («Dictionnaire de musique», P., 1768). P. написал первую франц. комич. оперу «Деревенский колдун» («Le devin du village», 1752, ему принадлежит и либр.). Внешним образцом для Р. была итал. опера-буффа с её динамич. музыкой и речитативами secco, но Р. следовал франц. куплетной песне нар.-бытового характера и создал очень простое, ясное по эстетич. устремлению произв. подлинно франц. искусства. Опера имела длит. успех и проложила путь новому оперному жанру во Франции. Р. создал также новый муз.-театр. жанр - мелодраму, где вок. партия заменена декламацией, а сопровождающая её инстр. музыка тонко передаёт движения чувства и действие (с 1762 Р. работал над лирич. сценами «Пигмалион»; музыка Р. сохранилась лишь в отрывках, исп. в 1770 с текстом Р. и музыкой О. Куанье). Оба сценич. произв. Р. пользовались большой популярностью, оказали значит. влияние на современников и нашли продолжателей в разл. странах Европы. Однако неизмеримо шире эстетич. воздействие Р. на муз. искусство 18 в. и последующего времени. Как эстетик и философ, утверждающий силу естеств. чувств не испорченного цивилизацией человека, Р. способствовал развитию сентиментализма и раннего романтизма в литературе и искусстве. Руссоистские идеи не были чужды и рус. музыке кон. 18 в. Муз.-эстетич. взгляды Р., мысли о совр. ему музыке нашли отражение и в его художеств. произведениях, особенно в романе «Юлия, или Новая Элоиза» («Julie ou la Nouvelle Heloise», 1761). После смерти Р. был опубл. сб. его романсов «Утешения в несчастье моей жизни» («Les consolations des miseres de ma vie», 1781).
Соч.: Lettre а M. Grimm, au sujet des remarques ajoutees а sa lettre sur Omphale, [P.], 1752; Lettre sur la musique francaise, [P.], 1753 (рус. пер.- Письма о французской музыке, Собр. соч., т. 1, М., 1961); Lettre d'un symphoniste de l'Academie royale de musique а ses camarades de l'orchestre, P., 1753 (рус. пер.- Письмо оркестранта Королевской музыкальной академии товарищам по оркестру, Собр. соч., т. 1, М., 1961).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
РУ..

РОЗУМ

РОККИ

РОЛЛА

РОЛОН

РОНДО

РОРЕМ

РОССИ

РОТТА

РОЯЛЬ

РУБАБ

РУБЕЦ

РУБИН

РУБОБ

РУДЕС

РУМАН

РУМБА

РУМЕР

РУНОВ

РУПИН

РЯБОВ

РЯЭТС

САВАР

САДЛО

САДЫХ

САИТО

САЙФИ

САКВА

САЛИН

САНДИ

САНТО

САРТИ

САТЯН

СЕКЕЙ

СЕНДИ

СЕРВЕ

СЕРИЯ

СЕРОВ

СЕТАР

СЕТОВ

Музыкальный словарь ver16