на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



САБО (Szabу) Ференц (27 XII 1902, Будапешт - 4 XI 1969, там же) - венгерский композитор. Нар. арт. ВНР (1962). Сын рабочего. Учился композиции у Л. Вейнера и З. Кодая в Высшей муз. школе им. Ф. Листа. Дебютировал в 1926 камерно-инстр. соч., в которых ощутимы опора на венг. нар. интонации (без прямого цитирования) и использование совр. средств выразительности. Вступив в нелегальную венг. компартию (1927), стал рук. рабочего хор. кружка; писал массовые песни и хоры (в т.ч. «Песня волков» на сл. Ш. Петёфи, 1929). В 1932-45 жил в СССР в качестве политэмигранта. В 1933-35 был пред. Междунар. муз. бюро. С 1945 работал в Венгрии. Преподавал композицию в Высшей муз. школе им. Ф. Листа (в 1957-65 директор). В произв. 30 - нач. 40-х гг. нашли отражение темы социалистич. строитольства и антифаш. борьбы, претворены интонации рус. муз. фольклора и массовых песен советский композиторов; наиболее известны из его соч. советского периода - «Песня о Ворошилове» (сл. Т. С. Сикорской, 1932), «Бей, барабан, тревогу» (сл. А. Гидаша, 1933), «Песня о Павлике Морозове» (сл. С. В. Михалкова), «Песня о Матросове» (сл. А. И. Безыменского, 1944) и др.; написал также «Молдавскую рапсодию» для оркестра (на нар. темы, 1940). С. принадлежат обработки революц. венг., нем. и англ. песен. После 1945 в ВНР им созданы: программный одночастный концерт для оркестра «Возвращение», орк. сюита «Гусятник Мати» (по музыке к одноим. фильму), симфония «Напоминание», оратория «Восстало море», кантата «Исповедь», посв. 50-летию Великой Окт. социалистич. революции. Произв. С. свойственна суровая патетика, мужественная лирика; они отличаются красочной изобразительностью, ясностью и лаконичностью формы. При утончённости композиторской техники, его соч. характеризуются простотой и доходчивостью муз. языка, всегда связанного с нар. истоками; в ряде произв. использованы ритмоинтонации вербункоша, которым С. придаёт героич. звучание.
Соч.: опера - Будь честен до самой смерти (Legy jу mindhalalig, 1975, Будапешт); кантаты - Ленин умер (сл. А. Комьят, рус. пер. Д. Усова, 1933), Исповедь (Vallomas, на сл. Петёфи, 1967); симф. поэма Отчет (Szamadas, 1949), Трилогия (Гусятник Мати - Ludas Matyi, сюита в 7 частях, 1950, переработана в балет, 1960; симфония Напоминание - Memento, 1952; оратория Восстало море - Föltamadott a tenger, сл. Петёфи, 1959); Лирическая сюита (Lirai szvit, для струн. орк., 1936); камерно-инстр. ансамбли - струн. трио (1927), струн. квартеты (1926, 1962), для фп. - 3 сонаты (1961), пьесы для детей, соната для влч. и фп., 2 сонаты для скр. соло; хоры a cappella - 7 ноября (сл. Комьят, 1932) Колхозная сюита (сл. Гидаша, 1936), 3 хора на сл. Йожефа (1948); песни.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
СА..

РАМО

РАПМ

РАФФ

РЕВЮ

РЕЛЯ

РИГА

РИТМ

РОДЕ

РОЗА

РОММ

РОРЕ

РОТА

РОУЗ

РУАР

РУНЫ

РУСТ

РУХА

СЁНИ

СААР

САКС

САРИ

САТИ

СВАН

СЕГО

СЕЛЛ

СИЛС

СИММ

СИРЛ

СМИТ

СМЫК

СОГЕ

СОЛО

СОЛЬ

СОНА

СОРЕ

СОРО

СОРС

СОХО

СТОК

Музыкальный словарь ver16