на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



САРАСАТЕ, Сарасате-и-Наваскуэс (Sarasate-y-Navascues) Пабло де (Пабло Мартин Мелитон) (10 III 1844, Памплона - 20 IX 1908, Биарриц) - испанский скрипач и композитор. Учился игре на скрипке у отца, воен. дирижёра и скрипача. Впервые выступал публично в 8-летнем возрасте в Ла-Корунье, в 10 лет концертировал в Мадриде, где совершенствовался под рук. Р. Саэса. С особым успехом исполнял при дворе нар. песни и танцы своей страны (с нац. фольклором познакомился в детстве, побывав во мн. городах Испании). Королева Изабелла наградила С. одной из лучших скрипок А. Страдивари (изготовлена в 1724; в соответствии с завещанием хранится в музее в Мадриде) и предоставила ему стипендию для обучения в Парижской консерватории. Окончив её в 1857 (после 1 года занятий) по классу скрипки у Д. Алара (получил 1-ю студенч. пр.), продолжал заниматься в ней композицией под рук. Н. Ребера (до 1859). С 1859 гастролировал в странах Европы, затем Азии и в др.; совершил турне по Сев. и Юж. Америкам (1867-70 и 1889-90). Был известен и как камерный музыкант. В 1860-е гг. организовал в Париже струн. квартет, с которым выступал во мн. странах. Неоднократно концертировал b России - в Одессе (1869), Петербурге (1878), Москве (1879 и в 1898, когда его игра была записана на фонографич. валики; хранятся в Музее муз. культуры им. М. И. Глинки в Москве) и др.; играл в ансамблях с пианистами А. Г. и Н. Г.Рубинштейнами, скрипачами Г. Венявским и Л. Ауэром, виолончелистами К. Ю. Давыдовым и А. В. Вержбиловичем. В Париже был постоянным участником т.н. четвергов у И. С. Тургенева. Встречался в Лондоне в 1893 с П. И. Чайковским (его «Меланхолическая серенада» была одним из любимых произв. С). С. принадлежит к числу лучших скрипачей-виртуозов своего времени. Его игра отличалась исклюит. технич. совершенством (редкая свобода владения инструментом, воздушные летучие штрихи, лёгкость «бисерной» техники дали основание современникам называть С. «Паганини конца века»). Исполнению С. были свойственны поэтичность, изящество, романтич. приподнятость чувств и в то же время благородное спокойствие (при нек-рой внешней холодности), он славился идеальной чистотой интонаций (Э. Изаи утверждал, что С. «научил нас играть чисто»), певучим, «серебристым» звучанием инструмента (исключительный по красоте звук был, однако, не очень сильным). С наибольшим успехом С. исполнял собств. произв., в которых ярко проявлялся нац. стиль (и в музыке, и в характере исп.); написанные С. в расчёте на собств. индивидуальную манеру исполнения, они давали ему возможность раскрыть свои лучшие артистич. качества. Соч. С. отличают ритмич. своеобразие (большое значение имеют танц. ритмы), красочность, эмоциональная насыщенность; они свидетельствуют о тонком понимании автором особенностей нар. искусства (прославился исп. своих «Испанских танцев»). С. пропагандировал новые произв. французский композиторов - К. Сен-Санса (концерты с оркестром, конц. пьеса, Интродукция и рондо-каприччиозо, «Хавенез»), Э. Лало, М. Бруха. В огромном репертуаре С. были также классич. произв. Л. Бетховена (1-частный юношеский концерт - С. был одним из первых исполнителей этого произведения; «Крейцерова соната»), И. С. Баха (сонаты для скрипки соло и с клавиром), Ф. Мендельсона (концерт с оркестром), произведения Г. Венявского, Т. Наше («Испанские танцы») и др. Исполнительский стиль С. оказал воздействие на становление скрипичного искусства 20 в. Ему посвящены концерт No 3, Интродукция и рондо-каприччиозо Сен-Санса, концерт No 2 и «Шотландская фантазия» Бруха, «Испанская симфония» Э. Лало, конц. сюита И. Раффа, 2-й концерт Г. Венявского, мазурек А. Дворжака, произв. К. Гольдмарка и А. К. Макензи и др. С. - один из немногих крупных скрипачей 19 в. (наряду с Й. Иоахимом), чьё искусство сохранилось в грамзаписях (относятся к последним годам жизни), среди них - его соч.: «Цыганские напевы» (1-я и 3-я части), «Баскское каприччо», «Хабанера», «Мирамар», «Тарантелла». Соч. С. оказали влияние на инстр. творчество И. Альбениса, М. де Фалья, Э. Гранадоса.
Соч.: для скр. с фп. - Размышление (Reverie), Анда-лусская серенада (Serenade andalouse), Цыганские напевы (Zigeunerweisen, также с орк.). Арагонская хота (Jota aragonesa), Песнь соловья (Le chant du rossignol), Четенерас (Ceteneras, также с орк.), Сан-ферменская хота (Jota de San Fermin), Сновидения (Reve); для 2 скр. и фп. - Наварра; конц. фантазии на темы опер «Кармен», «Дон Жуан»; «Фауст», «Мирейль», «Ромео и Джульетта» Гуно, «Сила судьбы» Верди, «Марта» Флотова, и др. соч. для скр. с фп.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
СА..

САБИНИНА

САБОЛЬЧИ

САВЁЛОВА

САВАНЕЛИ

САВИЦКАЯ

САВЧЕНКО

САЙДАШЕВ

САККЕТТИ

САКСОФОН

САЛАМУРИ

САЛЛИВЕН

САЛЛИНЕН

САЛМАНОВ

САЛЬСЕДО

САМОЙЛОВ

САМЫШИНА

САПЕЛКИН

САПИЕНЦА

САРАДЖЕВ

САРДЖЕНТ

САРИОТТИ

САРКИСЯН

САРСУЭЛА

САРЫБАЕВ

САТОСОВА

СВИРИДОВ

СГАМБАТИ

СЕКСТОЛЬ

СЕМЁНОВА

СЕМЕНЯКО

СЕН-САНС

СЕНЕЗИНО

СЕРДОБОВ

СЕРЕНАДА

СЕРОЦКИЙ

СИБЕЛИУС

СИДУШКИН

СИККАРДИ

СИМАНДЛЬ

Музыкальный словарь ver16