на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СВИРИДОВ Георгий (Юрий) Васильевич [р. 3(16) XII 1915, г. Фатеж, ныне Курской обл.] - советский композитор, пианист и муз.-обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1970). Герой Социалистич. Труда (1975). Деп. Верх. Совета РСФСР 7-го, 8-го и 9-го созывов. Секретарь CК СССР (1962-74), 1-й секретарь CК РСФСР (1968-1973). Род. в семье почтового служащего. Начальное муз. образование получил в муз. школе Курска (1929-1932), в 1932-36 учился в 1-м Ленингр. муз. техникуме у И. А. Браудо (фп.) и М. А. Юдина (композиция). В 1936 поступил в Ленингр. консерваторию (класс П. Б. Рязанова), с 1937 до окончания консерватории (1941) занимался у Д. Д. Шостаковича. С 1956 живёт в Москве. Дебютировал в 1935 циклом романсов на сл. А. С. Пушкина, в которых выявились характерные черты индивидуального стиля С. - яркий мелодизм, гармонич. свежесть, простота фактуры. В ряде произв. 40-х гг. проявилось сильное влияние творчества Шостаковича. Вок. поэма «Страна отцов» на сл. А. С. Исаакяна (1950) и цикл песен на сл. Р. Бёрнса (1955) - первые произв. зрелого периода творчества С.; дальнейшие сочинения композитора поставили его в ряд выдающихся мастеров сов. музыки. Гл. тема творчества С. - Родина, её история, судьбы, жизнь народа. В крупнейших эпич. произв. - вок.-симф. «Поэме памяти Сергея Есенина» (1956) и «Патетической оратории» (1959, сл. В. В. Маяковского) показан рус. народ в переломный момент истории - накануне Окт. революции 1917 и в революц. период. В символических образах раскрыты величие нар. духа и высота нравств. идеалов. Поэтические картины родной земли предстают в лирич. образах «Маленького триптиха» для симф. оркестра (1964), кантаты «Деревянная Русь» (сл. С. А. Есенина, 1964) и «Весенней кантаты» (сл. Н. А. Некрасова, 1972), в многочисл. песнях и хорах на слова рус. поэтов. В вок. циклах «Слободская лирика» (сл. А. А. Прокофьева, 1938), «У меня отец - крестьянин» (сл. Есенина, 1956), «Петербургские песни» (сл. А. А. Блока, 1969) даны меткие зарисовки повседневной нар. жизни, образы простых людей во всём богатстве их внутреннего мира и разнообразии психологических состояний. Центр. место в творчестве С. занимает вок. музыка, опирающаяся на поэтич. слово. Героем ряда его произв. является Поэт - проповедник и трибун, от лица которого ведётся муз. повествование. Тема Поэта, его рождение, судьба, предназначение - одна из ведущих тем С., проходящая через всё его вок. творчество. С. по-новому раскрыл облик мн. поэтов: Есенина - как великого нац. художника революц. эпохи, Блока - как эпич. поэта и одноврем. продолжателя демократич. традиций Некрасова. С. удалось найти муз. эквивалент новаторской поэзии В. В. Маяковского, в которой он услышал не только ораторское начало и острые маршевые ритмы, но и широкую кантилену торжеств. гимнов. Одним из первых С. «распел» стихотворную речь В. В. Хлебникова («Юным», 1965) и Б. Л. Пастернака (маленькая кантата «Снег идёт», 1965). С. существенно обновил, а частично и преобразовал традиц. вок. и вок.-симф. жанры - ораторию, кантату, романс, хор. песню, введя в них элементы картинности, «театрального действа», притчи, революц. лубка и плаката, ритмодекламации и др. Он создал и собств. жанровые разновидности вок. музыки: вок.-симф. поэму ораториального типа, многочастную камерную вок. поэму, «маленькую кантату», совр. хор. концерт без слов. «Курские песни» (1964) - пример построения кантатного цикла на основе оригинальной совр. обработки и разработки фольклорных напевов. В области инстр. музыки С. наиболее значительны - фп. трио (1945), соната (1944) и 2 партиты для фп. (1947), «Альбом пьес для детей» (1948), музыка для камерного оркестра (1964). Близко по своему стилю к вок. творчеству С. орк. соч. «Маленький триптих» (1964), в котором оркестр трактован как инстр. хор. Широкое распространение получили также орк. сюита «Время, вперёд!» (1965) и «Метель» (муз. иллюстрации к одноим. повести А. С. Пушкина, 1974). С. продолжает и развивает опыт рус. классиков и прежде всего М. П. Мусоргского, обогащая его завоеваниями искусства 20 в. Он обращается к древним обрядовым попевкам, старинному канту, знаменному распеву и одноврем. к музыке совр. гор. улицы, революц. и сов. массовой песне. В произв. зрелого периода С. отказывается от сквозной разработки тем. Цельность формы цикла достигается посредством чередования неск. образов-символов, объединённых вокруг одного - центрального и скреплённых обобщающей идеей. Этот метод, роднящий музыку с живописью, связан, с одной стороны, с композицией рус. иконы («житие»), с др. - перекликается с исканиями ряда совр. мастеров сов. изобразит. искусства. Ладовые основы музыки С. разнообразны. Он использует мажоро-минор, пентатонику и нар. лады с переменными функциями, в т.ч. «курский лад» (целотонный тетрахорд), полиладовость и политональность, сопоставления функциональной аккордики с сонорными звучаниями. В орк. письме С. преобладает аккордовая, ритмич. или педальная фактура; полифония встречается реже. Осн. функции оркестра - красочный фон и динамика. Большую роль играют разнообразные - «колокольные» звучания. Музыка С. отмечена серьёзностью мысли, этич. возвышенностью, глубиной постижения нац. характеров, естественностью и индивидуальной неповторимостью муз. языка, впитавшего интонации и ритмы живой совр. речи. Новизна и самобытность соединяются в стиле С. с отточенной и изысканной простотой - результатом строгого отбора и максимальной экономии выразит. средств. В соч. 60-х - нач.. 70-х гг. - Концерте памяти А. А. Юрлова (1973), хорах из музыки к драме A.. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» (1973) и др. образцах хор. лирики С. усилилась тенденция к сосредоточенности настроений и лаконичности формы. Произведения С. многократно исполнялись за рубежом, их грамзаписи удостоены премий во Франции. С. - автор статей по актуальным вопросам муз. творчества. Ленинская пр. (1960). Гос. пр. СССР (1946, 1968).
Соч.: муз. комедии - Раскинулось море широко (1943, Моск. Камерный театр, Барнаул), Огоньки (1951, Киевский театр муз. комедии); для голоса, хора и орк. - Вольность (слова поэтов-декабристов, 1955, не оконч.), Братья-люди! (сл. Есенина, 1955), Поэма памяти Сергея Есенина (1956), Патетическая оратория (сл. Маяковского, 1959; Ленинская пр., 1960), Мы не верим (Песня о Ленине, сл. Маяковского, 1960), Курские песни (слова нар., 1964; Гос. пр. СССР, 1968), Грустные песни (сл. Блока, 1965), 4 нар. песни (1971), Светлый гость (сл. Есенина, 1965-75); кантаты - Деревянная Русь (маленькая кантата, сл. Есенина, 1964), Снег идёт (маленькая кантата, сл. Пастернака, 1965), Весенняя кантата (сл. Некрасова, 1972), Ода Ленину (сл. Р. И. Рождественского, для чтеца, хора и орк., 1976); для орк. - Три танца (1951), сюита Время, вперёд! (1965), Маленький триптих (1966), Музыка к памятнику павшим на Курской дуге (1973), Метель (муз. иллюстрации к повести Пушкина, 1974), симфония для струн. оркестра (1940), Музыка для камерного орк. (1964); концерт для фп. с орк. (1936); камерно-инстр. ансамбли - фп. трио (1945; Гос. пр. СССР, 1946), струн. квартет (1947); для фп. - соната (1944), сонатина (1934), Маленькая сюита (1935), 6 пьес (1936), 2 партиты (1947), Альбом пьес для детей (1948), полька (в 4 руки, 1935); для хора (а cappella) - 5 хоров на слова рус. поэтов (1958), Ты запой мне ту песню и Душа грустит о небесах (на сл. Есенина, 1967), 3 хора из музыки к драме А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» (1973), Концерт памяти А. А. Юрлова (1973), 3 миниатюры (хоровод, веснянка, колядка, 1972-75), 3 пьесы из Альбома для детей (1975), Метель (сл. Есенина, 1976); Песни странника (на слова др.-кит. поэтов, для голоса с орк., 1943); Петербургские песни (для сопрано, меццо-сопрано, баритона, баса с фп., скр., влч., сл. Блока, 1963); для голоса с фп. - поэмы: Страна отцов (сл. Исаакяна, 1950), Отчалившая Русь (сл. Есенина, 1977); вок. циклы: 6 романсов на сл. Пушкина (1935), 8 романсов на сл. М. Ю. Лермонтова (1937), Слободская лирика (сл. А. А. Прокофьева и М. В. Исаковского, 1938-58), Смоленский рожок (слова разных сов. поэтов, разные годы), 3 песни на сл. Исаакяна (1949), 3 болг. песни (1950), Из Шекспира (1944-60), Песни на сл. Р. Бёрнса (1955), У меня отец-крестьянин (сл. Есенина, 1957), 3 песни на сл. Блока (1972) 20 песен для баса (разные годы), 6 песен на сл. Блока (1977) и др.; романсы и песни: обр. нар. песен, музыка к драм. спектаклям и кинофильмам.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь