на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



СИБЕЛИУС (Sibelius) Ян (Юхан) [8 XII 1865, Хяменлинна (Тавастехус) - 20 IX 1957, Ярвенпя] - фин. композитор и дирижёр. Сын полкового врача. В детстве учился игре на фп., затем на скрипке у Г. Левандера. В семье культивировались традиции домашнего музицирования, способствовавшие раннему знакомству С. с камерно-инстр. произведениями. После самостоят. изучения теории композиции С. создал ряд пьес для камерно-инстр. ансамбля. В 1885-89 С. учился в Хельсинкском муз. институте по классу скрипки у М. Васильева, затем у Г. Чиллага, теории музыки и композиции - у М. Вегелиуса, одноврем. изучал право в университете. Композиторский дебют С. - его дипломные соч.: струн. трио (1887) и квартет (1889), исполненные публично (1889). В 1889-91 совершенствовался по муз.-теоретич. предметам и композиции у А. Беккера в Берлине, у Р. Фукса и К. Гольдмарка в Вене. По возвращении в Хельсинки преподавал в муз. институте и в орк. школе Филармонич. общества. Творчество С. формировалось в русле классич. и романтич. традиций. Созданная в 1892 «Куллерво-симфония» для оркестра, хора и солистов (исполнена под упр. автора 29 IV 1892) была первым в истории фин. музыки значит. соч. на нац. сюжет из «Калевалы». Симф. поэма «Сага» (1892), затем «Туонельский лебедь» и «Возвращение Лемминкяйнена» (наиболее популярные 3-я и 4-я части орк. сюиты «Лемминкяйнен», 1896) сделали имя С. известным и в др. странах (исполнялись под упр. Р. Каянуса, Ф. Бузони, Р. Штрауса и др.). Получив в 1897 стипендию от фин. правительства, С. смог постепенно сократить, затем оставить педагогич. деятельность и посвятить себя композиторскому творчеству. В 1904 С. поселился на вилле «Айноля» (Ярвенпя, близ Хельсинки), где в непосредств. общении с природой прожил более 50 лет, иногда выезжая в Хельсинки и за границу для участия в авторских концертах в качестве дирижёра и для знакомства с музыкой др. композиторов. Здесь С. создал б. ч. своих произв. В обширном и разнообразном по жанрам и формам муз. наследии С. наиболее значительны крупные орк. соч., которые создали ему славу одного из видных представителей мирового симфонизма. Композитора вдохновляли своеобразный колорит фин. муз. фольклора, суровая сев. природа, поэтич. образы нац. эпоса «Калевала», историческое прошлое и проблемы совр. жизни фин. народа. Не цитируя нар. мелодий, С. органично претворял черты фин. муз. и поэтич. фольклора, его интонац., ладо-гармонич. и ритмич. обороты, а также исполнит. традиции и приёмы фин. сказителей-рунопевцев; вок. произв. С. преим. связаны с творчеством фин. нац. поэтов. В произв. раннего периода (кон. 19 - нач. 20 вв.) С. выражал протест против порабощения Финляндии рус. самодержавием, своим искусством участвуя в борьбе за свободу родины. Патриотич., нац.-освободит. мотивы ярко проявились во многих его хор. соч., а также в музыке к спектаклям драм. театра на сюжеты, созвучные патриотич. идеям того времени, - «Король Кристиан II», «Исторические сцены» (I и II); заключит. номер последнего соч. - получившая мировую известность симф. поэма «Финляндия». Гл. место в муз. наследии С. занимают 7 симфоний (создавались на протяжении 25 лет - 1898-1924), разнообразных по эмоционально-образному строю и приёмам муз. воплощения. Симфонию С. трактовал как инстр. драму, обобщённо раскрывающую широкий круг образов - героико-эпич., драматич., лирич., пасторальных, углублённо-психологических. Для его симф. стиля характерны яркий тематизм, преим. широкого, песенного, часто гимнич. склада, сочетание вариантного и мотивно-тематич. развития, владение искусством преобразования тем, синтез классич. и романтич. принципов формообразования, пластически-образная орк. полифония, многостороннее и самобытное использование тембровых возможностей оркестра. В первых 2 симфониях С. мн. музыковеды отмечают влияние патетич. муз. языка П. И. Чайковского. 1-я симфония (1-е исп. под упр. автора 26 IV 1899 в Хельсинки) отличается мужественным и сдержанно-драматич. характером, отчётливо выраженным нац. колоритом, своеобразной сев. фантастикой. Во 2-й симфонии (1-е исп. под упр. автора 8 III 1902 в Хельсинки) жизнерадостного, порой торжеств. характера, проявляется полифонич. мастерство С.; она свидетельствует о достижении С. полной творч. зрелости. Это монументальный героико-эпич. цикл, многозначно воплощающий основную для С. тему родины в напряжённо сменяющихся образах - трагич. борьбы, сев. романтики и богатырского величия. В 3-частной 3-й симфонии (1-е исп. под упр. автора 25 IX 1907 в Хельсинки) господствует светлое, поэтич. настроение, музыка приобретает черты лирич. созерцательности; её отличают глубина содержания, богатство мелодики и целостность формы при экономном использовании выразит. средств, классич. простота и ясность. В 4-й симфонии (1-е исп. под упр. автора 3 IV 1911 в Хельсинки) раскрывается сложный мир человеческой души, музыка проникнута скорбными размышлениями; форма трактована своеобразно, темы излагаются фрагментарно, метр свободный; капризный, с «изломом», неустойчивый ритм и острый, терпкий, насыщенный диссонансами гармонич. язык, строгая, нарочито скупая оркестровка придают музыке мрачный, тревожный характер. Эта симфония - одно из наиболее часто исполняемых произв. С. В 5-й симфонии воплощено светлое жизнеутверждающее мироощущение, преобладают картины природы, сцены нар. веселья; форма этого 3-частного монументального соч. свободна и нетрадиционна, симфонии свойственны черты поэмности, интонац. близость отд. частей, сквозной тематизм при красочном и мелодич. богатстве образов. 1-е исп. 5-й симфонии под упр. автора в день его 50-летия (8 XII 1915) в Хельсинки было воспринято как нац. событие, праздник культуры фин. народа. Контрастна ей 6-я симфония (1-е исп. под упр. автора 19 II 1923 в Хельсинки; последнее публич. выступление С. в качестве дирижёра), с её приглушёнными, нейтральными красками, эффектами светотени, преобладанием сумрачного колорита, отсутствием контрастных образов, интонац. сходством всех 4 частей, при мало заметных границах между ними, использованием характерного для старинных карело-фин. песен сурового дорийского лада. Как законченный мастер, владеющий всеми известными в его время средствами муз. выразительности, виртуозной техникой письма, С. проявил себя в последней, 7-й (одночастной) симфонии, к-рая отличается красотой мелодич. линий, стройностью формы, классич. ясностью, разнообразием красок, светлым, торжеств. характером музыки (1-е исп. 24 III 1924, Стокгольм). На протяжении всего творч. пути С. тяготел к программности. Среди его многочисл. программных симф. произв. - «Куллерво-симфония», симф. поэмы, увертюры, сюиты. В них композитор рисует картины природы, воссоздаёт образы нар. эпич. сказаний, воплощает типич. черты фин. нац. характера. Из 13 симф. поэм С. 6 написаны на сюжеты «Калевалы» (4 легенды «Лемминкяйнен» - орк. сюита, воспевающая подвиги и приключения одного из гл. героев «Калевалы», а также «Дочь Севера», «Тапиоля»). Мотивы сев. мифологии нашли отражение в симф. поэмах «Сага» и «Бард»; образ угнетённой, борющейся и побеждающей родины - в «Финляндии»; в «Дриаде» и «Океанидах» получили самобытное воплощение антич. мифологич., волшебно-сказочные образы (в их оркестровке ощущается влияние К. Дебюсси). Картины сев. природы особенно ярко отражены в симф. поэмах «Весенняя песня» и «Ночная скачка и восход солнца». Программные соч. С. отличаются большой изобретательностью средств, богатством красок, тонкими нюансами светотени («Туонельский лебедь», «Дочь Севера», «Тапиоля»), Несмотря на кажущуюся импровизационность, форма симф. поэм отличается простотой и ясностью, системы лейтмотивов выразительно и лаконично характеризуют поэтич. образы («Дочь Севера»). Единств. опера С. - «Девушка в башне» («Jungfrun i tornet») не стала популярной (исполнялась в 1896 на благотворит. вечере). Широкое признание завоевал 1-актный балет-пантомима «Скарамуш» (по либретто дат. писателя П. Кнудсена). Для музыки балета характерны психология, тонкость, жанровая конкретность, разнообразие танц. номеров. В творчестве С. важное место занимает музыка к драм. спектаклям. Как правило, он перерабатывал свою театр. музыку для конц. исп. Так, огромную популярность получил «Грустный вальс» из музыки к драме А. Ярнефельта «Смерть», отличающийся яркой образностью, романтич. контрастными сопоставлениями. С. принадлежит музыка к драме М. Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда», а также к сказочной пьесе Стриндберга «Белый, как лебедь». На основе своей музыки к драме У. Шекспира «Буря» он создал 2 сюиты для большого оркестра. Театральная образность, характерная для кантат и хоров С., особенно ярко выступает в кантате «Пленённая королева» («Vapautettu kuningatar», op. 48). Образы сражающегося за свободу греч. народа в «Песне афинян» (1899) вызывали у публики ассоциации с тогдашней фин. действительностью. Высоким патриотич. чувством проникнута кантата для хора и оркестра «Край родной» («Oma maa», op. 92, 1918) - хвалебный гимн свободной Финляндии. Подвиги героев рун «Калевалы» вдохновили С. на создание произв. для муж. хоров. Для вок. соч. С. использовал также сб. лирических рун «Кантелетар» и стихи фин. поэта А. Киви; среди них - полный революц. пафоса хор «Зарождение огня» («Tulen synty», op. 32, 1902) и «Песня Вяйнемёйнена» («Väinön virsi», op. 110, 1926; одно из последних соч. С.). С. написал ок. 100 романсов и песен. Романсы привлекают эмоциональным богатством, гибкостью мелодии, оригинальностью фактуры фп. сопровождения, свежестью гармонич. языка, а порой драм. силой; диапазон их настроений обширен: от лирического, мечтательного или жизнерадостного до мрачного, трагического. Мн. вок. соч. созданы С. под впечатлением красоты и сурового величия сев. природы, вдохновлены нац. искусством. Б. ч. песен и романсов написана на швед. тексты, т. к. фин. поэты 19 в. (Ю. Л. Рунеберг, В. Рюдберг, К. А. Тавастшерна, З. Топелиус, Э. А. Юсефсон) писали на швед. яз. Наибольшей популярностью пользуются «Чёрные розы», «Был ли то сон?», «Тростник», «Девушка вернулась со свиданья». Нек-рые песни предназначены для исполнения в сопровождении оркестра («Дочери природы», «Невесты паромщика»). Единств. изданное произв. С. камерно-инстр. жанра - струн. квартет «Внутренние голоса» («Voces intimae», 1909), отражающий сокровенные, глубоко интимные чувства композитора, - проникнуто сумрачным трагич. настроением. В фп. музыке проявился «домашний» С., с его мягким лиризмом. Свои миниатюры для фп. (танцы, зарисовки природы) он часто объединял в циклы с программными подзаголовками. Экспромты, багатели, лирич. пьесы мелодичны; для многих характерны бытовые интонации. Одно из лучших произв. С. - концерт для скрипки с оркестром (1905), написанный с тонким знанием природы инструмента, подлинно симф. размахом и занявший видное место в мировой скр. литературе. Композиция концерта романтически свободна и вместе с тем строга, музыка отличается глубиной, самобытностью, широтой мелодич. дыхания (особенно в партии скрипки), блестящей и экспрессивной виртуозностью. Для своего любимого инструмента - скрипки - С. написал также 2 серенады, 6 юморесок (с оркестром), 2 сонаты, сонатину и ряд др. пьес (с фп.). Последний опус С. - 116-й (1929) - пьесы для скрипки с фп. После 1929 С. не публиковал своих произв. Очевидно, дальнейшие работы не удовлетворяли исключительно требовательного к себе мастера; возможно, одной из причин нек-рого уменьшения творч. активности С. был временный спад интереса к его музыке в Зап. Европе в 1920-е гг. в результате роста антиромантич. и модернистских тенденций; музыка же С. оставалась вне этих направлений. Однако позднее его соч. вновь приобрели огромную популярность. Творчество С., последовательно боровшегося за реалистич. путь развития фин. муз. искусства, за его нац. своеобразие, сыграло большую роль в истории мировой муз. культуры. За пределами Финляндии одними из первых оценили его музыку Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов и др. выдающиеся представители рус. муз. культуры, которых с С. роднила близость идеалов. Имя С., ведущего представителя нац. муз. школы, - одно из самых почитаемых в Финляндии, оно присвоено хельсинкской Академии музыки (1939); лучший в стране струн. квартет носит назв. «Voces intimae» (по наименованию струн. квартета С.). С 1950 ежегодно в июне в Хельсинки проводится «Неделя Сибелиуса» - муз. фестиваль, на котором гл. место занимают его произв. в исполнении лучших в мире орк. коллективов и дирижёров.
Соч.: балет-пантомима - Скарамуш (по пьесе П. Кнудсена, ор. 71, 1913); для солистов, хора и орк. - Куллерво-симфония (ор. 7, 1892), Песня афинян (для хора мальчиков и муж. хора, септета труб и ударных, на текст Рюдберга, ор. 31, 1899); для орк. - симфонии: No 1 (e-moll, op. 39, 1898-99), No 2 (D-dur, op. 43, 1900-02), No 3 (C-dur, op. 52, 1904-07), No 4 (a-moll, op. 63, 1910-11), No 5 (Es-dur, op. 82, 1914-15, окончат. ред. 1919), No 6 (d-moll, op. 104, 1922-23), No 7 (C-dur, op. 105, 1924), симф. поэмы - Сага (En Saga, op. 9, 1892, окончат. ред. 1901), Весна (Verseng, op. 16, 1894), сюита Лемминкяйнен [Lemminkäissarja, 4 легенды, ор. 22, 1893-96: 1. Лемминкяйнен и девушки на острове Саари (Lemminkäinen ja Saaren neidot); 2. Лемминкяйнен в Туонеля (Lemminkäinen Tuonelassa); 3. Туонельский лебедь (Tuonelan joutsen); 4. Возвращение Лемминкяйнена (Lemminkäinen kotunpaluu)], Финляндия (op. 26, 1899), Дриада (Skogszaet, op. 45, 1910), Дочь Севера (Pohjolan tytär, op. 49, 1906), Ночная скачка и восход солнца (1907), Бард (op. 64, 1913-14), Океаниды (op. 73, 1914), Тапиоля (Tapiola, op. 112, 1926); Любовная сюита для струнных, литавр и треугольника (Rakastava, op. 14, 1911; первоначальный вариант - для хора a cappella, 1893); для инструмента с орк. - концерт для скр. (d-moll, op. 47, 1903, 2-я ред. 1905), 2 серенады (d-moll, op. 69 и g-moll, 1912, 1913), 6 юморесок (op. 87 и 89, 1917); струн. квартет Внутренние голоса (Voces intimae, d-moll, op. 56, 1909); для фп. - соната (F-dur, op. 12, 1893), 3 сонатины (op. 67, 1912), цикл Кюлликки (Кyllikki, 3 лирич. пьесы, op. 41, 1904), ок. 130 пьес, в т. ч. цикл 5 пьес (ор. 75, 1914); более 50 пьес для скрипки с фп.; для голоса с орк. - Невесты паромщика (Кoskenlaskijan morsiamet, op. 33, 1897), Дочери природы (Luonnotar, для сопрано и орк., ор. 70, 1913); ок. 100 песен с фп.; орк. соч. из музыки к спектаклям драм. театра и «живым картинам» - Карелия (увертюра и орк. сюита, ор. 10 и 11, 1893), Исторические сцены I и II (ор. 25 и 66, 1899, 1912), Король Кристиан IIung Christian II, сюита, op. 27, 1898), Грустный вальс (Valse triste, из музыки к драме А. Ярнефельта «Смерть» - Кuolema, op. 44, 1903), Пеллеас и Мелизанда (сюита из музыки к драме М. Метерлинка, 1905), Белый, как лебедь (Svanevit, сюита из музыки к пьесе Ю. А. Стриндберга, 1909), Буря (Myrsky, по Шекспиру, 2 сюиты, 1930).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
СИ..

САПИЕНЦА

САРАДЖЕВ

САРАСАТЕ

САРДЖЕНТ

САРИОТТИ

САРКИСЯН

САРСУЭЛА

САРЫБАЕВ

САТОСОВА

СВИРИДОВ

СГАМБАТИ

СЕКСТОЛЬ

СЕМЁНОВА

СЕМЕНЯКО

СЕН-САНС

СЕНЕЗИНО

СЕРДОБОВ

СЕРЕНАДА

СЕРОЦКИЙ

СИДУШКИН

СИККАРДИ

СИМАНДЛЬ

СИМЕОНОВ

СИМФОНИЯ

СИНИСАЛО

СИНИЦЫНА

СИНОПСИЯ

СИРВЕНТА

СКАЛТОРП

СКЕРЦИНО

СКОМПСКА

СКРЕБКОВ

СКУДУЧЯЙ

СЛАВЮНАС

СМЕТАЧЕК

СМИРНОВА

СНЕГИРЁВ

СОБЕСКИЙ

СОЗВУЧИЕ

Музыкальный словарь ver16