на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



СИМВОЛИЗМ (франц. symbolisme, от греч. sumbolon - знак, символ) - литературно-художеств. и философско-эстетич. направление, зародившееся во Франции в творчестве поэтов С. Малларме, А. Рембо, П. Верлена, Ж. Мореаса. Как творч. содружество франц. литераторов С. существовал с сер. 80-х гг. до смерти Малларме (1898), однако после распада группировки воздействие его философско-эстетич. принципов продолжалось как во Франции, так и за её пределами: в Бельгии (М. Метерлинк, Ж. Роденбах, Э. Верхарн), Австрии и Германии (Г. Гофмансталь, Р. Рильке, Г. Гауптман, С. Георге), Польше (С. Пшибышевский), Англии (О. Уайльд), Норвегии (произв. Г. Ибсена последнего периода, К. Гамсун), России и др. странах. Основы эстетики С. были разработаны в кон. 60-х - 70-х гг. 19 в. Термин «С.» был введён и обоснован Ж. Мореасом в его «Манифесте символизма» (газ. «Фигаро», 18 IX 1866). Философия С., характеризующаяся отрицательным отношением к материализму и позитивизму, сложилась под воздействием платонизма и в особенности идеалистич. концепций А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше в Германии, Вл. Соловьёва в России. Большое влияние на развитие эстетич. принципов С. оказали идеи нем. и франц. романтизма, а также англ. прерафаэлитов (направление в искусстве и литературе, возникшее в 40-х гг. 19 в.). В основе гносеологии С. - понятие «сверхчувственной интуиции», к-рая отождествляется с мистическим проникновением в тайны «идеального» мира, скрытые под покровом реальной действительности. Проникновение в идеальный, «запредельный» мир посредством интуиции художника является, по мнению символистов, высшей формой познания, противопоставляемой ими науч. рационалистическому методу познания (А. Белый, «О смысле познания», П., 1922). Рус. С. появившийся в нач.90-х гг. 19 в. (к «старшим» символистам относятся Н. M. Минский, Д. С. Мережковский, К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, Ф. К. Сологуб, З. Н. Гиппиус; к «младшим», выступившим в 1900-х гг., - А. А. Блок, А. Белый, Л. Л. Эллис, Ю. Балтрушайтис, Вяч. И. Иванов), воспринял от западноевропейского ведущие эстетич. установки; однако, оформившись в самостоят. течение, в «школу творчества» и «лабораторию исканий» (А. Белый), приобрёл специфич. черты. Они неразрывно связаны с обстановкой глубоких обществ. потрясений и напряжённых исканий во всех областях идеологии и искусства. Черты С. проявились также в области театра - гл. обр. в деятельности режиссёров П. Фора и О. Люнье-По (Франция), А. Аппиа (Швейцария), Г. Крэга (Англия), P. P. Комиссаржевского и В. Э. Мейерхольда (Россия). В изобразит. искусстве С. получил значительно менее яркое выражение, чем в литературе и театре, и не сложился в оформленное направление. Элементы С. заметны в творчестве Пюви де Шаванна, М. Дени, О. Родена (Франция), А. Бёклина и X. Годлера (Швейцария), в России - в живописи В. Э. Борисова-Мусатова, М. А. Врубеля, художников группы «Голубая роза» - П. В. Кузнецова, Н. Н. Сапунова, А. А. Арапова, литов. художника М. Чюрлёниса. Признавая вслед за романтиками высшей формой искусства музыку, открывающую иррациональным путём сокровенную сущность мира, тайну, Идею, символисты стремились приблизить выразит. средства литературы и живописи к музыкальным (звуковые стихи К. Бальмонта, «симфонии» А. Белого, «живопись-музыка» М. Чюрлёниса). В самой же музыке черты С. проявились лишь опосредованно, в первую очередь в произв., навеянных образами символистской литературы: утончённой лирики, хрупкой, бесплотной, истаивающей; настроений сумеречных, полных неясных предчувствий, тревожных ожиданий, мистических прозрений («Пеллеас и Мелизанда», некоторые прелюдии К. Дебюсси). Однако художеств. средства воплощения этих образов не были специфическими, как в литературе, а ограничивались в основном арсеналом муз.-выразит. средств импрессионизма. Наиболее яркий и единственный в своём роде пример отражения черт С. в муз. искусстве - творчество А. Н. Скрябина, что связано с исключит. ролью философско-концепционного начала в его музыке. Филос. воззрения Скрябина имеют много точек соприкосновения с эстетич. установками С. (поиски мирового и космического единства; взгляд на творчество как на культово-обрядовый акт; идея орфеизма и пророческого служения художника, граничащая с мессианством). Близки, нередко тождественны образы-символы поэзии Блока, Сологуба и программных комментариев музыки Скрябина (авторских или санкционированных автором): «Далёкая звезда», «Дерзающий дух», «Прометей», «Божественная игра» и др. В некоторых особенностях формообразования зрелых произв. Скрябина можно видеть параллели с отд. приёмами стихосложения символистской поэзии (см. у Н. Котлера, 1940). При непосредственном восприятии музыки Скрябина (вне знакомства с программно-филос. комментариями) близость творчеству символистов, прежде всего русских, «младшего поколения», ощущается в общей эмоциональной настроенности, напряжённом «стремлении жить удесятерённой жизнью» (Блок), тончайшей градации оттенков переживаний. Родство музыки Скрябина и поэзии С. проявляется также в тех аспектах (психологических, образных, языковых), в которых они продолжают принципы романтич. искусства.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
СИ..

СВЕШНИКОВ

СЕБАСТЬЯН

СЕВЕРСКИЙ

СЕВИЛЬЯНА

СЕГЕРСТАМ

СЕГИДИЛЬЯ

СЕЙТАЛИЕВ

СЕКВЕНЦИЯ

СЕЛИВАНОВ

СЕМЁНКИНА

СЕРВАНСКИ

СЕРГИЕНКО

СЕРКЕБАЕВ

СИ СИНХАЙ

СИБИРСКИЙ

СИБИРЯКОВ

СИГНАТУРЫ

СИКОРСКИЙ

СИЛАНТЬЕВ

СИМЕОНОВА

СИМИОНАТО

СИМФОНИЗМ

СИНАЙСКИЙ

СИНЯВСКАЯ

СИЦИЛИАНА

СИЧИНСКИЙ

СКАЗИТЕЛИ

СКАЛКОТАС

СКАРЛАТТИ

СКОВОРОДА

СКОМОРОХИ

СЛЕПУШКИН

СЛОБОДКИН

СМОЛЬСКИЙ

СОЛЕНКОВА

СОЛОВЦОВА

СОЛОВЬЁВА

СОНДЕЦКИС

СОСНОВЦЕВ

Музыкальный словарь ver16