на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СИМФОНИЧЕСКАЯ КАРТИНА - род симфонического, б. ч. одночастного программного произведения (см. Программная музыка). С. к. близка к симфонической поэме; в отличие от последней, С. к. обычно не связана с к.-л. сюжетом и отражает объекты и явления действительности, не претерпевающие существ. изменений, напр. пейзажи, жанровые сцены, батальные картины. В подобного рода С. к. большое значение приобретают средства муз. изобразительности (см. Звукопись). К области С. к. принадлежат и портретные зарисовки, раскрывающие характерные, устойчивые внеш. и внутр. качества героя, а не перипетии его судьбы; такие зарисовки могут запечатлевать и образы лит. героев. В С. к. зачастую главенствует один муз. образ; если же она складывается из неск. эпизодов, они немногочисленны и контраст их не носит антагонистич. характера - они скорее сопоставляются, чем противопоставляются, в связи с чем главенствующий образ обычно возвращается без существ. изменения его характера. С. к. богато представлены в рус. музыке. В числе их авторов - А. Г. Рубинштейн («музыкально-характеристич. картины» «Фауст», 1854, «Иван Грозный», 1868, «Дон Кихот», до 1871, и др.), Н. А. Римский-Корсаков («Садко», «эпизод из былины», 1867), А. П. Бородин («В Средней Азии», 1880), А. К. Глазунов (3-частная С. к. «Кремль», 1880; «Весна», 1891), Вас. С. Калинников («Кедр и пальма», 1898), А. К. Лядов («Баба-Яга», 1904; «Волшебное озеро», 1909; «Кикимора», 1910), А. А. Спендиаров («Три пальмы», 1905), С. В. Рахманинов («Остров мёртвых», 1909), Р. М. Глиэр («Запорожцы», 1921) и др. С. к. встречаются и в качестве составных частей оперных сочинений - У П. И. Чайковского («Полтавский бой» в «Мазепе», 1883), Н. А. Римского-Корсакова («Ночь на горе Триглав» в «Младе», 1890, «Три чуда» в «Сказке о царе Салтане», 1900) и др. В заруб. музыке термин «С. к.» не получил распространения, хотя среди носящих др. назв. одночастных симф. произв. встречаются и такие, которые по своему характеру близки к С. к.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь