на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СИНОДАЛЬНЫЙ ХОР - один из старейших рус. проф. хоров. Был создан в 1710 (по др. данным, в 1721) на базе муж. хора патриарших певчих дьяков (Москва). Основанный в кон. 16 в., он славился превосходными певцами, отобранными из др. церк. хоров; наряду с пением в церкви выступал и на придв. празднествах. С. х. первоначально состоял из 44 певцов-мужчин, в 1767 были введены и детские голоса. В 1830 при С. х. было открыто Синодальное уч-ще (см. Московское синодальное училище церковного пения), в котором стали обучаться малолетние певчие, принятые в состав хора. В 1874 уч-ще возглавил регент Д. Г. Вигилев, много сделавший для муз. развития певчих. Переломным моментом в истории С. х. явился 1886, когда к руководству пришли хор. дирижёр В. С. Орлов и его помощник А. Д. Кастальский. Директором Синодального уч-ща в этот же период был С. В. Смоленский, при котором уровень подготовки юных певчих значительно повысился. Энергичная работа трёх видных муз. деятелей способствовала росту исполнит. мастерства хора. Если прежде деятельность С. х. ограничивалась рамками церк. пения, то теперь он стал принимать участие в светских концертах. Орлов и Кастальский приобщали молодых певцов к рус. народно-песенной традиции, знакомили их с образцами знаменного распева, не тронутого позднейшей гармонич. обработкой. Уже на первых концертах, состоявшихся в 1890 под упр. Орлова, С. х. показал себя замечат. исполнит. коллективом (в его составе к этому времени было 45 мальчиков и 25 мужчин). В репертуар С. х. входили произв. Палестрины, О. Лассо; он принимал участие в исполнении соч. И. С. Баха (месса h-moll, «Страсти по Матфею»), В. А. Моцарта (Реквием), Л. Бетховена (финал 9-й симфонии), а также П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова. Большое значение для художеств. развития коллектива имело творч. общение с ним моск. композиторов - С. И. Танеева, Вик. С. Калинникова, Ю. С. Сахновского, П. Г. Чеснокова, создававших многие свои произв. в расчёте на исполнение их С. х. В 1895 хор выступил в Москве с циклом историч. концертов рус. духовной музыки от В. П. Титова до Чайковского. В 1899 с большим успехом прошёл концерт С. х. в Вене. Пресса отмечала редкую слаженность ансамбля, красоту нежных детских голосов и мощную богатырскую звучность басов. В 1911 С. х. под рук. H. M. Данилина гастролировал в Италии, Австрии, Германии; его выступления были подлинным триумфом рус. хор. культуры. Восторженно отозвались о С. х. А. Тосканини и Л. Перози, руководитель Сикстинской капеллы в Риме. В С. х. получили художеств. воспитание известные сов. хормейстеры М. Ю. Шорин, А. В. Преображенский, В. П. Степанов, А. С. Степанов, С. А. Шуйский. С. х. существовал до 1919.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь