на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СИРИЙСКАЯ МУЗЫКА. Иск-во древних традиций. Хотя в силу историч. особенностей развития страны С. м. в течение мн. веков была одной из ветвей арабской музыки, она отличается нац. самобытностью. Ещё в глубокой древности ранние обществ. образования на территории совр. Сирии обладали развитой культурой. Об этом свидетельствуют многочисл. археологич. находки, в частности обнаруженный в сер. 1970-х гг. на Средиземноморском побережье Сирии образец древней муз. нотации (расшифрован совр. учёными). По мнению американский музыковеда Р. Крокера, это - культовый гимн древнего Угарита, созданный ок. 3400 лет назад. На культуру Сирии оказали воздействие разл. цивилизации: её территория подвергалась постоянным нашествиям иноземцев, Сирию завоёвывали Др. Египет, хетты (16-12 вв. до н. э.), ассирийцы (8 в. до н. э.), с кон. 7 в. до н. э. она была провинцией Нововавилонского царства, затем подпала под власть Ахеменидов, в 333 вошла в состав державы Александра Македонского, с кон. 4 в. была областью гос-ва Селевкидов. В 64 до н. э. Сирия стала провинцией Римской империи, в кон. 4 в. - Византийской империи. После ряда попыток захвата со стороны Сасанидов Сирию в 7 в. завоевали арабы. Начался процесс арабизации и исламизации населения. С. м. развивалась в русле общей арабской культуры. Долгое время Сирия была одним из центров ср.-век. арабской цивилизации. В период Омейядского халифата (661-750) столица араб. гос-ва находилась в Дамаске. Двор халифов являлся средоточием блистательных поэтов, философов, художников и музыкантов. Атмосферу двора отличали роскошь, утончённость и гедонизм (таараб; понятие, специфическое для араб. эстетики). Период Омейядов характеризуется становлением классич. традиций. Музыкантами-профессионалами были долгое время гл. обр. рабы, т.к. в отношении музыки исламом налагались суровые ограничения (она была причислена к запретным развлечениям). Многие разносторонне одарённые музыканты сочетали в одном лице певца, инструменталиста, сочинителя музыки и теоретика. В кон. 7 - нач. 8 вв. развернулась деятельность Ибн Мусаджиха - одного из первых араб. теоретиков, разработавших и обосновавших систему ладов. Он способствовал также формированию ряда вок. и инстр. жанров, ставших классическими. Существ. вклад в развитие теории и практики метроритмики внёс его ученик Муслим ибн Мухриз. Большое значение имело творчество Юнуса аль-Катаба, автора первого сборника песенных текстов «Книга о песнях» («Китаб фи ль-агани») и теоретич. труда «Книга о мелодии» («Китаб аль-пагм»), Ибн Сурайи, Мабада, а также певиц Джамиле, Аззы аль-Майлы, Ширин и др. В сер. 8 в. музыканты-профессионалы объединялись в гильдии, был выработан статут, определивший права членов этих гильдий. С переносом столицы араб. гос-ва в Багдад (762) значение Дамаска снижается. Однако с сер. 9 в. активно развивается муз. наука (появились переводы теоретич. трудов с др. языков, в частности с греческого). Складывается система осн. ладов - макамов, метроритмич. формул - вазн, песенных жанров (см. ст. Арабская музыка). После господства в Сирии Фатимидов (969-70-е гг. 11 в.), Айюбидов (1186-1260), крестоносцев (кон. 11 - кон. 12 вв.), сельджуков (1074-1117), мамлюкского владычества (со 2-й пол. 13 в.) страна оказалась под властью Османской империи (1516-1918). С этого времени в С. м., как и в муз. культурах мн. араб. стран, вошедших в состав Османской империи, начался период застоя. Наблюдалось сильное влияние турецкой музыки. Традиционная С. м. характеризуется развитой ладовой системой, включающей макамы раст, хиджаз, ирак, сика и др. Наиболее распространено пение в сопровождении инстр. ансамбля. Характерные черты сирийской традиц. музыки, сложившиеся ещё в доисламский период, отражают особенности разл. этнич. групп страны. Нек-рые песенные жанры, в которых музыка и поэзия неразрывны, в т.ч. атаба (песня-жалоба, диалог, в котором чередуются эмоциональные сольные речитативы и коллективные ответы), ранние формы касыды, связаны с древней традицией бедуинов. На севере Сирии на традиц. музыке сказалось турецкое влияние. У алаувитов своеобразны песни в честь молодожёнов, которые исполняются шаирами (певцами-поэтами), поющими длинные фразы на одном дыхании (до состояния изнеможения). На юге воинств. песни друзов за неск. веков трансформировались в трудовые; оригинально песенно-танц. творчество курдов. На северо-востоке распространены сольные песни такасим - свободная импровизация в сопровождении однострун. смычкового инструмента ребаба, изредка ная (вид тростниковой флейты). В Сев. Сирии встречается архаич. тип пения загаль, в котором используется опевание одного звука (заметно влияние византийских песнопений). Песни загаль могут быть повествоват. характера (рассказ об историч. событиях), иногда - дидактического, а подчас связаны с символикой. Популярен вид речитативных песен шарги (шруги). Одна из его разновидностей - ля ля шарги (бытует в Центр. Сирии) имеет небольшой диапазон (приблизительно кварта), поётся в высоком регистре, последняя строфа подхватывается хором; каждая новая фраза начинается с затейливой вокализации, которой шаир как бы воодушевляется на импровизацию. Для традиц. песен характерны тесная связь просодии и мелодики, строфич. строение текста, монодич. склад, допускающий дублировку в унисон или октаву (лишь иногда применяются выдержанные звуки или наложение партии солиста на продолжающий звучать хор), ограниченный диапазон, чередование солиста и хора. Существует неск. видов пения: такыль (тяжёлое) - своеобразная сольная декламация с элементами импровизационности (в этом типе широко используется мелизматика); хафиф (лёгкий) или сари (быстрый) - групповые песни, для которых типична регулярная метрика (обычно связаны с танцами). Из традиц. танц. жанров в Сирии популярен дабка (исполняется в оживлённом темпе, его танцуют девушки и юноши). Известны многочисл. разновидности дабки: дабка шейхания, дабка аланда нада и др. Песни, сопровождающие эти танцы, обычно имеют форму касыды (запевает шаир, хор подхватывает последние строфы, аккомпанируя себе хлопками в ладоши). В инстр. сопровождении применяется дарбукка (продолговатый барабан из глины или металла с одной мембраной; даёт высокий, чистый тон). К этому инструменту иногда добавляются най и его разновидность шебаба, мизмар (он же мезвег или аргуль; тип двойного тростникового гобоя, характерная черта которого - одноврем. звучание мелодич. линии и выдержанного бурдонного тона), дафф (бубен). Популярен также танец самах - более медленный, исполняется чаще девушками; к обычным аккомпанирующим инструментам иногда добавляется ребаб. Известностью пользуются аль сиюф (танец с мечами, бытует только в сельской местности), бедуинские танцы - хадуни, аля далсуна, зарзауи, абаляля и др. (исполняются под аккомпанемент одних ударных). В Сирии распространены муз. инструменты, типичные для араб. стран: уд (араб, лютня), нашаткар (тип лютни с металлич. струнами), канун (72-струнная цитра), скрипка (в араб. строе), разл. духовые, ударные, в т.ч. мизхар (барабан, мембрана которого крепится на большой раме), кус (большой котлообразный барабан), тар (большой барабан), нагара (малые литавры), халилие (медные тарелочки). В традиц. музыке инструменты выполняют аккомпанирующую функцию. Они либо дублируют вок. партию, либо подчёркивают ритмич. акценты. Существ. место в муз. искусстве Сирии занимает культовая музыка. Уже в первые века н. э. образовались ранние христианские общины, в литургиях которых немаловажная роль принадлежала музыке, гл. обр. вокальной, оказавшей влияние на развитие византийских песнопений. Церемониал литургии разрабатывался крупнейшими схоластами, в т.ч. св. Ефремом, который был также автором религ. гимнов. В христианских общинах Сирии развивались своеобразные традиции церк. музыки, отличающиеся, напр., от турецких, иракских. Однако везде использовались 8 гласов - кинто. Для каждой недели выбирались 2 гласа, которые в течение данной недели ежедневно чередовались. Напр., одну неделю - первый (кадмойо) и пятый (хмишойо) гласы, следующую - второй (трайоно) и шестой (штитхойо), далее третий (тлитхойо) и седьмой (шбиойо), четвёртый (рбиойо) и восьмой (тминойо). Последовательность нарушается только в дни церк. празднеств. Молитвы и песнопения выстроены в сложную систему соответственно церковному году. Используются тексты Псалтири. Сирийская служба представляет собой вид литургич. драмы, где ведущий (солист) исполняет роль Христа, хор - ангелов. Полная литургия состоит из маанит (гимн в честь Всевышнего), кадишу (sanctus), благодарственных молитв, чтении из Евангелия и т.д. Литургич. музыка сохранилась поныне в немногих действующих монастырях, представляющих сирийскую ортодоксальную церковь. Распространение в Сирии ислама (началось в 30-40-х гг. 7 в.; большая часть верующих - сунниты, существуют также шииты-имамиты и ряд др. шиитских сект) привело к появлению специфич. жанров. Таковы адан (призывы муэдзинов к молитве), декламация сур из Корана, позднее - религ. гимны мувaшшах. В ср. века сложилась традиция зикра (дикра) - коллективного мистич. церемониала, включающего речитации молитв. религ. гимны и инстр. музыку. В этом продолжительном церемониале принимают участие неск. муншедов (канторов) и все члены религ. братства. Зикр состоит из ряда разделов (фазль), каждый из которых построен по определённым, строго установленным правилам. Гимны и песнопения исполняются в соответствующих макамах и в определ. метро-ритмах (напр., уадат, экрек). Для мелодий зикра характерны долго тянущиеся звуки, преобладает восходящее мелодич. движение (в диапазоне, несколько превышающем октаву). Из муз. инструментов в зикре применяются тар, нагара, халилие и най. Сложная структура церемониала (дополнит. усложнение - возрастающая эмоциональность исполнения, выраженная в убыстрении движения и вхождении в религ. экстаз) диктует необходимость соблюдения множества условностей для синхронизации действий участников. И музыка зикра, и все движения связаны с символикой. Сложность этого церемониала требует большого искусства от муншедов, среди которых известностью пользовались Мухиддин Ахмед, Хадж Махмуд аш-Шейх и др. В сер. 19 в. в светской музыке получили распространение жанры таксим, башраф, мауаль (инструментальные), светская разновидность мувашшах (вокальный). Оживилась муз. жизнь, начали создаваться муз. театры, муз. клубы. Появились первые сирийские композиторы. Важную роль сыграла творч. деятельность Абу Халиля аль-Каббани, автора муз.-сценич. произв. и сочинений для инстр. ансамблей. Существен вклад в развитие теории араб. музыки Михаила Аллаверде (автора ряда науч. трудов) и его младших современников Магди аль-Укейли, Али Дервиша, а также теоретика, педагога и скрипача Тауфика ас-Сабаха. Росту нац. муз. кадров способствовала деятельность композитора и исполнителя на нар. инструментах Мустафы аль-Башнака. По его инициативе в Халебе (Алеппо) была основана муз. школа (1870-е гг.), где молодые музыканты обучались пению и игре на нац. инструментах. Школа стала важным центром сирийской муз. культуры. Процесс возрождения нац. форм музыки продолжался и в 1-й четв. 20 в. Он нашёл отражение в творчестве Ахмеда Обри, Камиля Шембира и особенно Амара аль-Баджа, автора касыд и мувашшахов (творч. дружба связывала его с известным егип. музыкантом Саидом Дервишем). В это же время усилилось проникновение в Сирию зап.-европ. культуры (в связи с установлением франц. господства, 1919-43). Под влиянием выступлений егип. театр. трупп, а также творчества С. Дервиша (создателя араб. оперетты) стали развиваться разл. муз.-сценич. жанры. Среди композиторов 30-40-х гг.- Фуад Хассун, Фарид Сабри, Абд аль-Лятиф ан-Набки, Фуад Махфуз, работавшие преим. в области инстр. музыки. Планомерное и всестороннее развитие муз. культуры страны началось после завоевания Сирией независимости (1943, полная политич. независимость 1946). Вопросами муз. строительства занимается Мин-во культуры и нац. ориентации. Большое внимание уделяется воспитанию проф. муз. кадров, которые готовят консерватории в Дамаске и Халебе, а также Ин-т преподавателей музыки при университете в Дамаске. Дамасская консерватория (осн. в 1962 на базе Ин-та вост. музыки, возникшего в 1950; директор Сольхи аль-Уадди; среди её преподавателей - ряд сов. специалистов). Имеет 2 отделения - нац. и зап. музыки, неск. факультетов - фп., струнный и нац. инструментов. При консерватории созданы ансамбли скрипачей, виолончелистов, а также единственный в стране камерный оркестр (рук. аль-Уадди), репертуар которого включает произв. европ. и нац. композиторов. Консерватория в Халебе (осн. в 1963 на базе Ин-та музыки, открытого в 1955; директор Хашем Фанса) также состоит из 2 отделений - нац. и зап. музыки. Ин-т преподавателей музыки (с 2-годичным курсом обучения) готовит педагогов для муз. и общеобразоват. школ. Активным популяризатором музыки выступает Гл. управление радиовещания и телевидения Мин-ва информации Сирии. Нац. радиовещание начало работать в 1950 (его центры находятся в Дамаске и Халебе), телевидение - в 1960 (ведёт передачи из Дамаска). Муз. программы наряду с национальной включают музыку др. араб. стран, а также европ. классику. При Дамасском радио имеется 2 высокопроф. орк. коллектива - традиционного араб. типа (включает скрипки в араб. строе, виолончели и контрабасы; создан в нач. 1950-х гг., дир. Тайсыр Акыль, с кон. 1960-х гг.- Ясин Ааше) и Гос. фольклорный ансамбль (руководитель Эмин Хаят). Получил известность также хор Дамасского радио. Среди др. муз. коллективов - любительская оперная труппа в Халебе (худ. рук. Ованес Костанян), Большой оркестр Дамасского университета, духовой бэнд Сирийской армии в Дамаске (дир. Абд аль-Гауад Хегази) и др. Особое внимание уделяется в Сирии любительским муз. ансамблям. В разл. р-нах Сирийской Арабской Республики проводятся многочисл. фольклорные фестивали с целью выявления наиболее одарённых певцов, музыкантов, танцоров. Широко известны фольклорные ансамбли Халеба, Хомса, селений Арманиз, Сармин, а также курдский (в Ифрине) и черкесский (в Дамаске) ансамбли, представляющие искусство нац. меньшинств. В сер. 60-х гг. при Мин-ве культуры создан нац. ансамбль песни и пляски «Омайя» (из 80 артистов; с ансамблем работали сов. хореографы), пропагандирующий сирийское муз. искусство в стране и за рубежом (гастролировал в СССР в 1973, участвовал в Карфагенском фестивале в Тунисе в 1975). В его репертуаре как фольклорные танцы, так и театрализованные постановки (борьба за независимость, жанровые сценки и др.). И поныне одним из популярных муз. жанров остаётся песня, сочетающая черты традиц. С. м. и совр. араб. эстрады (влияние егип. певцов М. Абд аль-Ваххаба и Умм Кульсум, ливанской певицы Файруз и др.). Исполнители чаще всего являются авторами своих песен, им аккомпанируют большие ансамбли смешанного типа, нередко - хоры. Наиболее известны певцы и певицы Ахмед Сабуни, Мутыйя Масри и особенно Сабах Фахри, часто выступающая за рубежом. Многочисл. певцы и оркестры такого стиля (в Дамаске, Халебе, Хомсе и др. городах), аккомпанирующие пению, «танцам живота» и др. развлекательным программам, представляют значит. слой совр. муз. культуры Сирии. В муз. жизни Сирии 60-70-х гг. наметились новые тенденции. Они связаны с деятельностью Высшего совета по делам искусств, литературы и социальных наук, поощряющего наиболее талантливых творч. работников (учреждены гос. премии, в т.ч. в области музыки), Совета по развитию инстр. музыки, Союза артистов (осн. в 1947 как профсоюз, объединяющий музыкантов и певцов, с 1967 в него входят все артисты). В связи с нац.-освободит. борьбой сирийского народа широкое распространение получил жанр патриотич. музыки (гл. обр. песни для солистов в сопровождении хора и оркестра), здесь выделяются произв. Тауфика Башура. Новые тенденции наметились в композиторском творчестве. Длит. время композиторы придерживались норм традиционного искусства. Таковы многие песни и произв. для араб. оркестра Дариса аль-Атроша, Нишана Сахат Кудси, Шауфика Шабиба, Сами аш-Шауа, Мухаммеда Хассен аш-Шуджана и др. В 60-70-х гг. некоторые музыканты начали использовать совр. принципы и технику композиции (чаще с опорой на нац. муз. материал), среди них - аль-Уадди (учился в ГДР, автор камерно-инстр. и фп. соч.), Хашем аль-Фанса (в 1971 побывал в СССР, ему принадлежат обработки традиц. песен), Нури Рухейбани (учился в ГДР, в 1957 и 1978 приезжал в СССР; автор камерных сочинений и балета), Дия Фадль ас-Суккари (учился в Париже; автор симф. произв.), Ибрахим ад-Дервиш, Фадль ас-Сарадж (руководитель хор. коллектива, автор мн. хор. песен), Ахмед Рифаи (учился в Москве), Селим Срва, Абдусалям Сафар, Уадди ас-Сайи и др. Существ. вклад внесли в С. м. музыканты-исполнители, в т.ч. скрипачи Наджми Сукари (учился в Москве) и Райяд Кудси (учился в ЧССР); пианист Хозван Зиркли (1-я пр. на Всеараб. конкурсе пианистов); исполнители на нац. инструментах Селим Ксур и Хасан Хашим Джемель (най), Омар Накишбенди и Аднан Мустафа Элюш (уд), Мухаммед Раджаб (нашаткар); исполнители традиц. песен Хасан Бахджад, Мухаммед Атаба, Радир Шалиль, Лямри Дандаши, Хамед Искандер, Шаркауи и др. Широко бытует совр. поп-музыка, получившая нац. преломление (эстр. певцы Шакир Брехан, Наим Хамди, вок.-инстр. ансамбль «Сайд Дервиш» и др.). Новые для Сирии явления - музыка к фильмам, выпуск грампластинок, становление нац. музыковедения. Нац. искусству посвящены труды Маджди Акыли, Аднана бин Дзреля, статьи Самима Шарифа, фольклорные исследования Хасана Асаба и др. Мн. статьи о С. м. печатаются в газ. «Ас-Сахафа аль-Усубуйя». Постоянно расширяется культурный обмен с др. странами (особенно арабскими), развиваются культурные контакты с СССР (в этом плане особое значение имеет деятельность Сов. культурного центра в Дамаске, в зале которого выступают как советские педагоги, работающие в Сирии, так и приезжающие на гастроли артисты).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь