на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СКРЕБКОВ Сергей Сергеевич [21 III (3 IV) 1905, Москва - 6 II 1967, там же] - советский музыковед. Засл. деят. искусств РСФСР (1966). Доктор искусствоведения (1945). Окончил в 1928 Муз. уч-ще им. Гнесиных по классам фп. (у E. P. Гнесиной) и композиции (учился у M. P. Гнесина и Р. М. Глиэра; пользовался советами Н. С. Жиляева), в 1930 - муз. н.-и. ф-т (МУНАИС) Моск. консерватории и физико-математич. ф-т Моск. университета. В 1930-32 науч. сотрудник Акустич. лаборатории Гос. института муз. науки (ГИМН). В 1944-52 науч. сотрудник сектора музыки Ин-та истории искусств АН СССР. С 1932 преподавал специальные теоретические дисциплины в Моск. консерватории (с 1946 профессор), в 1948-67 зав. кафедрой теории музыки. В 1938-41 зав. кафедрой теории музыки Центр. заочного муз.-пед. института, в 1944-49 - Муз.-пед. института им. Гнесиных. Среди учеников С. - Ф. Г. Арзаманов, Д. А. Арутюнов, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, Ю. Н. Paгс, M. С. Скребкова-Филатова, M. Е. Тараканов. В круг науч. интересов С. входили проблемы анализа муз. произв., полифонии, гармонии, муз. акустики и др.
Соч.: Ладовая структура сонаты, в кн.: Гарбузов H. A., Теория многоосновности ладов и созвучий, ч. 2, М., 1932; Роль момента возникновения звука в музыкальных инструментах, в кн.: Сборник работ акустического раздела, вып. 1, М., 1936 (Труды научно-исследовательского музыкального института Московской гос. консерватории); Полифонический анализ, М., 1940; Симфонический тематизм Мясковского, «СМ», 1946, No 4; Бортнянский - мастер русского хорового концерта, в кн.: Ежегодник института истории искусств, М., 1948; Хрестоматия по гармоническому анализу, М.-Л., 1948, 1978 (совм. с О. Л. Скребковой); Учебник полифонии, М., 1951, 1965; К проблеме музыкального образа в советском симфонизме, «СМ», 1956, No 4; О современной гармонии, «СМ», 1957, No 6; Практический курс гармонии, М., 1952 (совм. с О. Л. Скребковой); Анализ музыкальных произведений, М., 1958; О национальном своеобразии в советской музыке, «СМ», 1959, No 5; К вопросу о симфонической лирике Моцарта, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 3, М., 1960; Новаторские черты тематического развития в музыке Ф. Шопена, в кн.: The book of the first international musicological congress devoted to the works of Frederick Chopin, Warsz., 1963; Полифония и полифонические формы, M., 1962; Гармония в современной музыке, М., 1965; Как трактовать тональность?, «СМ». 1965, No 2; Почему неисчерпаемы возможности классических форм?, там же, 1965, No 10; Об интонационных особенностях гармонических функций в современной музыке, в сб.: Теоретические проблемы музыки XX века, вып. 1, М., 1967; Интонация и лад, «СМ», 1967, No 1; Русская хоровая музыка XVII - начала XVIII века, М., 1969; Художественные принципы музыкальных стилей, М., 1973; Черты нового в инструментальной фуге И. С. Баха, в сб.: Теоретические наблюдения над историей музыки, М., 1978; Избр. статьи, М., 1980, и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь