на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



СЛОВАЦКАЯ МУЗЫКА. Начало развития С. м. связано с ранним периодом истории зап. славян и культурой Великоморавской империи (9 - нач. 10 вв.), на территории которой сталкивались зап. и вост. влияния. Муз. фольклор богат песенными жанрами (лирич., эпич., бытовые, обрядовые, трудовые песни, баллады). Нар. песни отличаются развитой мелодикой (особенно жанр т.н. травниц) и рит-мич. разнообразием; песни гл. обр. диатонич. склада. В ладовом отношении нар. С. м. неоднородна. В основе древних крестьянских мелодий - разл. виды тетрахордов, для более поздних, валашских (пастушеских) типичны пентахорды, мажорные (чаще) и минорные. Для сев.-зап. и южных р-нов характерен лидийский звукоряд, для Зволенского края - миксолидийский, в вост. р-нах встречается звукоряд с ув. секундой. Б. ч. песен одноголосна, однако в некоторых районах, в т.ч. в Вост. Словакии, существует многоголосие. Среди муз. инструментов (сопровождающих исполнение песен и танцев) - фуяра, пастушеские дудки, гайда (волынка). Наиболее распространённые танцы - фришка (быстрый 2-дольный, типа краковяка) и одземок (пастушеский мужской сольный, типа казачка, коломыйки). В 13 в. возникли так называемые разбойничьи песни («разбойниками» наз. борцов за права народа; любимый герой - Яношик, руководитель крестьянского восстания, ставший легендарной личностью); свободолюбивые мотивы в нар. С. м. усилились в 15 в. в связи с подъёмом антифеод. и освободит. движения. Тогда же под влиянием гуситов появились духовные песни (см. Гуситские песни; первые словацкие нар. духовные песни восходят к 14 в.). В 15 в. из Германии, Польши, Чехии, Австрии, Италии и гл. обр. из Нидерландов проникает культовая полифонич. хор. музыка, способствовавшая развитию проф. композиторского творчества; первые авторы культовой С. м., сформировавшиеся преим. под влиянием нидерл. школы, - Т. Линтнер, Ю. Бановский (хоралы и духовные вок. соч. других жанров исполнялись на лат. тексты в церквах Словакии ещё в 11 в.). Одноврем. получили распространение светская многогол. песня и инстр. музыка, исполнявшиеся странствующими музыкантами (при дворах феодалов). Центрами муз. жизни в эпоху Возрождения становятся Братислава, Кошице, Банска-Бистрица, города Спишского края - Левоча, Кежмарок, Бардеёв. В 16 в. появилась историч. песня, отразившая события тур. войн и габсбургского владычества. Под влиянием идей Реформации возникла внелитургич. духовная песня на родном яз. (песни Я. Сильвана; сер. 16 в.). Среди композиторов 17 в., писавших полифонич. вок. и вок.-инстр. музыку, - Я. Шимбрацкий, З. Заревутиус, С. Боксхорн-Каприкорнус, Я. Куссер Старший, М. Поллентариус и А. Плинтовиц. В их культовых произв. значительны влияния итал. и нем. музыки эпохи барокко, которые проникли также в протестантскую и католич. духовную песню (сборники «Cithara Sanctorum» Ю. Трановского, 1636; католич. «Cantus Catholici» Б. Сёлёши, 1655). Образцы старинной инстр. музыки сохранились в т.н. Левочской табулатуре. В эпоху Возрождения и в 17-18 вв. в С. м. видное место занимали разл. танц. жанры, в т.ч. в стиле барокко, - инстр. пьесы для лютни, вёрджинела, фп. и др. клавишных инструментов. Сохранились «Кодекс Вьеториуса» и «Пёстрый сборник», содержащие обработки духовных песен, бытовых танцев, танц. сюиты и др. пьесы для клавишных инструментов; более поздние сборники песенных и танц. мелодий для струнных - собрание А. Сирмай-Кечер, 2 «Угровецкие рукописи» и др. В 18 в. распространяются нар. песни куруцев, в 19 в. - нововенг. песня, в создании которой участвовали также словацкие музыканты. В 18 в. получили развитие оригинальный жанр - т.н. францисканская пастораль с ярко выраженными внелитургич. и нар.-песенными элементами (соч. П. Баяна, Э. Пасхи), а также арии и кантаты (произв. Я. Францисци, А. Шкультетого, Ф. К. Будинского, Г. Деттельбаха, П. Рошковского). Во 2-й пол. 18 в. в городах Словакии ставились итал. оперы и нем. зингшпили в исполнении странствующих трупп (сначала при дворе, с 1776 - в театре в Братиславе). В кон. 18 в. на С. м. сильное влияние оказывала венская классическая школа, а также чеш. музыканты; концерты венских и пражских мастеров вносили большое оживление в муз. жизнь. В Братиславе известные солисты выступали в аристократич. салонах; устраивались также публичные концерты выдающихся музыкантов-гастролёров из др. стран - Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. Среди слов. композиторов 2-й пол. 18 в., продолжавших традиции классицизма, - А. Циммерман, Ф. Тост, Ф. П. Риглер, Й. Дружецкий, позднее Г. Клайн и Ф. Зомб. Развитие нац. муз. искусства тормозилось многовековым двойным гнётом - австрийским и венгерским. Интерес к нац. муз. культуре возник лишь в нач. 19 в. и выражался в обращении к нар. песне; поэтич. сторону слов. фольклора изучали поэты Б. Таблиц и Я. Коллар, историк и филолог П. Й. Шафарик, который совм. с Колларом опубликовал и первые записи слов. нар. песен. К 1830-м гг. в С. м. наметились 2 направления, представленные, с одной стороны, композиторами зап. ориентации, с другой - музыкантами, опирающимися на нац. традицию. Последние, ставя перед собой просветит. задачи, стремились к пробуждению нац. самосознания. К их числу относятся М. Сухань и Л. Фюреди, которым принадлежат первые обработки нар. мелодий. С 1860-х гг. усилилось движение за нац. возрождение, появилось первое поколение слов. композиторов, в творчестве которых важное место занимали обработки нар. песен и собств. хор. сочинения (Я. Кадавы, Б. Булла, А. Г. Крчмера, К. Руппельдт, М. Лацьяк). Многие из музыкантов занимались собиранием и изучением нар. С. м. (Л. Ванса, Кадавы и др., а также венг. комп. Б. Барток). Наиболее значит. собрание - «Словацкие песни» (подготовили Кадавы, К. и М. Руппельдты, Я. Меличко; выходило отд. тетрадями в 1880-1906, тт. 1-3; 2-е изд. - 1972-73, тт. 1-2, ред. Л. Галько). Основоположник нац. школы - Я. Л. Белла, автор оперы «Кузнец Виланд», кантаты «Свадьба Яношика», симф. поэмы «Судьба и идеал» (1874; одно из лучших его соч.), симф., камерно-инстр. (в т.ч. струн. квартета g-moll) и вок. сочинений. Из его современников выделяется рано умерший талантливый комп. Ванса, приобретший известность своими «Песнями Татранских соколов» (посв. героям словацкой Революции 1848-49). В кон. 19 - нач. 20 вв. песни, хоры, оперетты и фп. музыку писали Ш. Файнор, Б. Булла, М. Лихард, Л. Изак-Лиховецкий, М. Францисци. Однако им недоставало проф. композиторского мастерства (сказывались трудности в получении муз. образования в условиях нац. и социального гнёта). Новый этап в развитии нац. школы связан с творчеством М. Мойзеса (камерно-инстр., вок. и орк. соч.), В. Фигуша-Бистри (опера «Детван» на сюжет слов. поэта 19 в. А. Сладковича, обработки нар. песен, романсы, инстр. пьесы), М. Шнайдер-Трнавского (песни, хоры), Ф. Кафенды (сочетал позднеромантич. выразит. средства с элементами вост.-европ. музыки и слов. фольклора). Развитие хор. музыки во 2-й пол. 19 в. связано с деятельностью хор. обществ; созданы Братиславское певч. общество (1857), Братиславский хор. кружок (1872); пропаганда нац. музыки велась также через рабочие хор. кружки («Типография», 1872; «Свободная песня», 1893, и др.). В 1919 в Братиславе созданы оперная труппа в Словацком нац. театре (1-й спектакль - 1 III 1920), смешанный хор «Зора» (1919), Акад. хор. общество и Хор словацких учителей (оба в 1921), инстр. ансамбль при Радио (1928; на его основе в 1933 создан оркестр), Муз. школа (1919; в 1927 преобразована в Муз. и драм. академию, в 1941 - в консерваторию). Значит. роль в муз. жизни играли любительские муз. коллективы, особенно хоры. Среди композиторов, представлявших нац. школу 2-й пол. 1930-х гг. - А. Мойзес, Э. Сухонь, Л. Голоубек, Я. Циккер, Д. Кардош, А. Оченаш, Ш. Юровский. Для их творчества характерно сочетание нар.-нац. истоков с новейшими средствами композиции того времени; воздействия вост.-европ. и франц. музыки оттеснили ранее преобладавшее нем. влияние. Стилистически С. м. близка соч. Б. Бартока и З. Кодая в Венгрии, К. Шимановского в Польше, Л. Яначека, Б. Мартину, В. Новака и Й. Сука в Чехословакии, а также произв. раннего творчества Стравинского. В творчестве словацких композиторов 1930-40-х гг. важное место занимали темы протеста против социального гнёта в бурж. гос-ве и антивоенные (увертюры «Никола Шугай», «Дружина Яношика» и кантата «Демонтаж» А. Мойзеса, кантата «Псалом земли Подкарпатской» Сухоня, кантата «Cantus filiorum» - «Песнь сынов», симф. соч. Циккера). В годы 2-й мировой войны 1939-45 Циккер, Т. Андрашован и другие музыканты Словакии активно участвовали в Движении Сопротивления, в Словацком национальном восстании. После образования народно-демократич. республики в 1945 муз. жизнь страны демократизируется. В стране создаётся сеть муз. учреждений: Восточнословацкий нац. театр и Гос. филармония в Кошице (1945), Словацкая филармония с симф. оркестром и смешанным хором (1949), Словацкий струн. квартет (1945), Братиславский струн. квартет (1948) и др. камерно-инстр. ансамбли и хоры, в т.ч. ансамбль нар. песни и танца «Лучница» (1948) и СЛУК (1949), Армейский художеств. ансамбль (1951), Гос. камерный оркестр в г. Жилина, Словацкий камерный оркестр (1960). Организованы Высшая школа изящных искусств в Братиславе (1949; включает муз. ф-т), кафедра музыковедения на философском ф-те Ун-та им. Я. А. Коменского, Ин-т музыковедения Словацкой АН (с 1951; ныне Ин-т искусствознания). В 1955 осн. Союз композиторов (в 1949-54 словацкие композиторы входили в общегос. Союз чехословацких композиторов). Стали издаваться муз. журн. «Slovenskб hudba» (1957-72) и газ. «Hudobnэ zivot» (с 1966). Развитию этих учреждений, коллективов и органов печати способствовала целенаправленная демократич. политика социалистич. гос-ва в области культуры. В произведениях словацких композиторов получили отражение перемены в политич. и обществ. жизни. Творчество совр. композиторов отличается стилистич. разнообразием. Наивысшие достижения С. м. 1950-1960-х гг. - оперы Сухоня («Крутнява», 1949; «Святоплук», 1959) и Циккера («Яношик», 1954; «Бег Баязид», 1957; «Воскресение», 1962; «Мистер Срудж», 1963; «Игра любви и смерти», 1968; «Кориолан», 1973). Активизируется деятельность композиторов старшего поколения (М. Вилец, Й. Грешак, О. Ференци). К среднему поколению относятся М. Коржинек, Я. Циммер, Л. Бурлас, И. Грушовский и др. Продолжая развивать традиции С. м., они ищут новые пути развития муз. искусства. Среди совр. композиторов - И. Зельенка, Р. Бергер, М. Базлик, И. Парик, Ю. Гатрик, Т. Сальва. Среди исполнителей: дирижёры - Л. Словак, Л. Райтер, О. Ленард, Б. Режуха и чехи З. Билек и З. Кошлер; пианисты - М. Карин, К. Гавликова, И. Палович, Р. и С. Мацудзиньские, П. Топерцер, М. Лапшанский; скрипачи - А. Можи, Т. Гашпарек, Б. Вархаль, П. Ми-халица, Е. Шпиткова; певцы - М. Чесанёва, М. Кишонёва, Я. Благо, Ш. Гоза, Г. Папп, Л. Барицова, Ю. Мартвонь, Э. Китнарова, О. Малаховский, А. Кухарский, П. Дворский, Г. Бенячкова; музыковеды - Э. Заварский, Й. Шамко, Й. Кресанек, Л. Мокры, О. Эльшек, Л. Бурлас, Л. Ленг, З. Новачек, И. Вайда и др. Созданы значит. труды в области муз. этнографии и муз. теории.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
СЛ..

МЕГВИНЕТ-УХУЦЕСИ

МИКРОИНТЕРВАЛИКА

МИЛЬДЕР-ХАУПТМАН

МИНЬЯР-БЕЛОРУЧЕВ

МОСКОВСКАЯ ШКОЛА

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЩИК

НАТУРАЛЬНЫЕ ЛАДЫ

НЕМАЯ КЛАВИАТУРА

ПЕТРОВА-ЗВАНЦЕВА

ПЕТРОВСКИЙ ТЕАТР

ПУХОЛЬ ВИЛЛАРУБИ

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

РОЖОК АНГЛИЙСКИЙ

РОЗАНОВА-НЕЧАЕВА

РУМЫНСКАЯ МУЗЫКА

САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СВЯЗУЮЩАЯ ПАРТИЯ

СЕРИЙНАЯ ТЕХНИКА

СИРИЙСКАЯ МУЗЫКА

СЛОЖНАЯ КАДЕНЦИЯ

СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ

СОВЕТСКАЯ МУЗЫКА

СТЕШЕНКО-КУФТИНА

СТРУННЫЙ ОРКЕСТР

ТАТАРСКАЯ МУЗЫКА

ТЕРЬЯН-КОРГАНОВА

ТИБЕТСКАЯ МУЗЫКА

ТРЕБЕЛЛИ БЕТТИНИ

ТУВИНСКАЯ МУЗЫКА

ТУНИССКАЯ МУЗЫКА

УЗБЕКСКАЯ МУЗЫКА

ХАКАССКАЯ МУЗЫКА

ЦАНИ ДЕ ФЕРРАНТИ

ЦЕЛОТОННАЯ ГАММА

ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА

ЦЕРКОВНАЯ СОНАТА

ЦИФРОВАЯ СИСТЕМА

ЦЫГАНСКАЯ МУЗЫКА

ЦЫГАНСКИЙ РОМАНС

Музыкальный словарь ver16