на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СОКОЛОВСКИЙ Марк Данилович (Марек Конрад) [по уточнённым данным, 25 IV (7 V) 1818, Погребище, близ Житомира - по уточнённым данным, 25 XII 1883 (6 I 1884), Вильнюс] - рус. гитарист-виртуоз, исполнитель на 6-струнной гитаре. По национальности поляк. В детские годы учился игре на скрипке и виолончели. Одарённый музыкант, С. самостоятельно овладел искусством игры на гитаре (по школам М. Джулиани, Л. Леньяни, Й. К. Мерца и др.), непрерывно, в течение всей жизни совершенствуя своё мастерство. Конц. деятельность начал в 1841 в Житомире, выступал и в др. городах. В 1846 С. дал первый концерт в Москве, вскоре став любимцем моск. публики. С нач. 50-х гг. с огромным успехом гастролировал в Петербурге, Киеве, Минске, Вильнюсе и др. городах России, а также за границей, в т. ч. в Вене, где в 1858 (или 1859) С. получил диплом, утверждавший его в звании первого гитариста Европы. Триумфальные выступления С. в 1863-1868 в Висбадене, Париже, Лондоне, Берлине, Брюсселе, Дрездене, Милане и др., а также в польских городах - Кракове и Варшаве принесли ему славу одного из замечат. мастеров игры на гитаре. Вернувшись на родину, выступал с концертами в городах России (в 1869 - в Большом театре в Москве). Прощальный публичный концерт С. состоялся в Петербурге в 1877 в зале Придв. певч. капеллы. Последние годы жизни провёл в Вильнюсе, давал уроки игры на гитаре. Исполнение С. отличали тонкое чувство стиля, богатство тембровых красок, нежная певучесть и виртуозная техника, яркая эмоциональность и выразительность. Репертуар был тщательно продуман. С. являлся превосходным интерпретатором музыки Джулиани, Леньяни, Ф. Карулли. Исполнял в собств. переложении соч. Мерца, Ф. Шопена и др. композиторов. За поэтичность, одухотворённость игры, за «чарующие звуки» немцы называли С. «великим артистом», французы - «Паганини гитары», итальянцы - «Боттезини гитары», англичане - «королём гитаристов», поляки - «Костюшкой гитаристов». С. принадлежат соч. для гитары, в т. ч. полонезы, мазурки, вальсы, а также пьесы - «Русская почта» (под назв. «Poczta»), «Оседлаю коня» (фантазия на романс А. Е. Варламова), «Венецианский карнавал», «Славянская думка» (обработка соч. Мерца «Fantasie romantique») и др. Мн. соч. С. остались неизданными.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь