на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СОЛО (итал. solo, от лат. solus - один). 1) В многогол. сочинении мелодически развитое, зачастую виртуозное выступление одного певца или инструменталиста, сосредоточивающее на себе внимание слушателей. Звучащие одновременно с С. прочие вок. или муз. партии образуют сопровождение, аккомпанемент. Протяжённость С. может быть различной - от неск. тактов до целых разделов. Особые формы С. образуются в разл. конц. муз. жанрах. Здесь выделяются целые сольные партии, т. е. с С. постоянно выступает один и тот же исполнитель. В старинной конц. музыке (см. Concerto grosso) зачастую имеется неск. сольных партий, одновременное звучание которых и образует сольные эпизоды (концертино в противовес tutti или ripieno). В концертах для клавишных инструментов С. также оказывается многоголосным, хотя сольная партия поручается одному исполнителю. В классич. и совр. концерте наряду с «настоящими» сольными эпизодами широко применяется солирование инструмента (или инструментов) на фоне орк. сопровождения. Такого рода С. распространены и в балетах (часто составляют в них отд. номер, напр. Adagio Одетты и принца во 2-м д. балета «Лебединое озеро»). 2) Муз. произв. для одного голоса или одного инструмента (с сопровождением или без него). 3) Tasto solo (итал., одна клавиша, сокр. T. S., обозначение - О) - в генерал-басе указание на то, что исполнитель должен играть партию баса без добавления аккордовых звуков.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь