на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СТАЙНОВ Петко Груев (1 XII 1896, Казанлык - 25 VI 1977, София) - болгарский композитор и муз.-обществ. деятель. Нар. арт. НРБ (1952). Чл. Болг. академии наук (1941). Герой Социалистич. Труда (1966). В детстве потерял зрение; учился игре на флейте, скрипке и фп. в школе для слепых в Софии. В 1923 окончил Дрезденскую консерваторию по классам А. Вольфа (композиция) и Э. Мюнха (фп.). В 1925 дебютировал как композитор (орк. сюита «Фракийские танцы»; известна во 2-й ред., 1926). Работал в Софии как орк. и хор. дирижёр. В 1926 создал Союз нар. хоров, был его председателем (1931-44), написал ряд произв. для хора a cappella и смешанного хора. Ввёл в болг. музыку жанр хор. бытовой и героико-романтич. баллады («Тайна Струмы» - «Тайната на Струма»; «Урвич»; «Всадники» - «Конници»; «Буйна Вита» и др. на слова болг. поэтов). В 1933 С. организовал общество «Совр. музыка», из которого позднее сформировался Союз болг. композиторов. С 1941 преподавал игру на фп. в Ин-те для слепых. В 1941-44 директор Софийской нар. оперы. В 1946-48 1-й советник по муз. вопросам Комитета по науке, искусству и культуре НРБ (позднее Министерство культуры). С 1948 директор Ин-та музыки Болг. АН, чл. президиума и правления Союза болг. композиторов. Для творчества С. характерны связь с болг. поэзией и нар. песенностью, ясность, доступность муз. языка; многим произв. присущи типичные слав. интонации. Симф. произв. отличаются насыщенностью звучания оркестра, монументальностью, эпич. широтой и размахом в духе А. П. Бородина и А. К. Глазунова (прославление родины в героико-романтич. увертюре «Балкан», посв. подвигам гайдуков, в поэме «Фракия» - наиболее значит. произв. С.), лирич. пафосом (воспевание природы в программной поэме «Легенда»), фантастич. сказочностью образов («Сказка»); произв., связанным с современностью, свойственны патетика, оптимизм (обе симфонии и «Молодёжная увертюра»). Димитровская пр. (1950).
Соч.: для орк. - 2 симфонии (1945, 1949), поэмы Легенда (по Й. Йовкову, 1927), Фракия (Тракия, по стихотворению Н. Фунаджиева, 1937), сюиты Фракийские танцы (Тракийски танци, 1926), Сказка (Приказка, 1930), увертюры Балкан (1936), Молодёжная (Младежка увертюра, 1953), Симф. скерцо (1938); для хора - баллады Кум Герман (cл. Д. Пантелеева, 1953), Товарищ Антон (Другорят Антон, сл. И. Радоева, 1954), поэма Моя родина (Моята родина, сл. И. Бонева, 1962) и др.; песни на слова болг. поэтов (в т.ч. цикл на сл. К. Христова, 1929).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь