Музыкальный словарь: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
Музыкальная энциклопедия: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Ы.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
| СТИХИРА (греч. stixnron, мн. ч. stignra, от stixos - ряд, строка, стих) - жанр визант., а также славянской поэзии и церк. музыки; в Византии - строфа с силлабич. стихосложением, представляющая лит.-художеств. обработку текстов христ. письменности. Исполнялась С. чаще всего на подобен. В этом случае при тексте С. указывались модель для пения, напр. «Подобен. В мирех святе», а также гласовая принадлежность. Иногда С. бывают с надписью «Самоподобен» или «Самогласен». Пометка «Самоподобен» означает, что С. имеет свой оригинальный напев, который, однако, может использоваться и для пения др. С., близких данной по стихосложению, пометка «Самогласен» - что оригинальный напев С. не может использоваться для исполнения др. С. Возникла из кратких припевов, которыми народ сопровождал постишное пение псалмов солистом; её более раннее название - тропарь. Назв. С. входит в употребление в 11 в. Оно связано с тем, что С. представляют собой строфы, следующие за стихами псалмов. В зависимости от выбора псалмов существуют циклы С. «на Господи воззвах» и «на хвалитех». С., стихи при которых не стабильны, называются стиховными. Т. н. литийные С. вообще не имеют стихов. С. на все праздники года, на 10 предпасхальных и 8 послепасхальных недель составили одну книгу Стихирарь. Существовали Стихирари богослужебные, содержавшие только тексты, и певческие, нотированные. В греч. церкви из Стихираря постепенно образовались 3 книги: Анфологион, содержащий службы праздников; Триодь постная - службы 10 предпасхальных недель; Триодь цветная - службы 8 послепасхальных недель (до недели всех святых). В рус. рукописных певч. книгах до появления печатных изданий это деление строго не соблюдалось. В 1772 Моск. синодальной типографией были отпечатаны Октоих и Праздники нотного пения, а в 1891 Петербургской типографией - Триодь постная и цветная (в одной книге) в цефаутном ключе, в квадратной ноте. Обе книги переиздавались. |