на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ТАЛЛИН - столица Эст. ССР, промышленный и культурный центр. 430 тыс. жит. (1979). Самые ранние дошедшие до нас сведения о муз. жизни Т. (церк. музыка) относятся к 13 в. В 14 в. при церквах создавались школы для будущих священников, где большое внимание уделялось пению. Получили распространение григорианские хоралы (рукописные сборники). Светскую музыку исполняли в основном бродячие музыканты (ряндмуузикуд), часто посещавшие Т. - один из торг. центров Сев. Европы. В 15 в. мн. музыканты объединялись в цехи; в связи с тем что в домах богатых горожан всё чаще устраивались разл. празднества (балы, праздники майского графа и др.), в Т. был осн. т. н. привилегированный статус гор. музыкантов- профессионалов (сохранялся до 1836), мн. из них приглашались из др. городов для участия в театр. постановках, концертах, богослужениях (напр., в капелле Ратуши разрешалось иметь 4-6 музыкантов). В 1710, во время Северной войны (1700-21), Т. был включён в состав Российской империи и стал центром Ревельской (с 1783 - Эстляндской) губ. Стабилизировалась культурная жизнь города. В нач. 18 в. в имениях помещиков создавались крепостные оркестры. В 1784 А. Ф. Коцебу организовал в Т. любительский театр, где ставились пьесы с эст. песнями и танцами (в т. ч. оперетта «Отцовская надежда» Хёршельмана и Коцебу, 1788). В этот период участились гастроли разл. оперных трупп (в 1797 в Т. были показаны оперы В. А. Моцарта «Дон Жуан» и «Волшебная флейта», а также неск. зингшпилей, в т. ч. «Красная шапочка» Диттерсдорфа). В домах горожан силами любителей проводились вечера камерной музыки. В нач. 19 в. появляются первые хор. коллективы, любительские оркестры, повышается уровень муз. образования. Большое значение для развития нац. муз. культуры Эстонии имело осн. в 1865 в Т. певч. общество «Эстония», которое уже в 1880 провело здесь 3-й всеобщий певческий праздник (1-й и 2-й проходили в Тарту). Активизации муз. жизни города в сер. 19 в. во многом способствовала деятельность композитора, органиста и педагога И. А. Хагена, которому принадлежат и первые муз. учебники на эст. яз. - «Учебник нот» (1841), «Учебник игры на органе» (1861) и др. В кон. 19 в. под упр. композитора и хор. дирижёра К. Тюрнпу в Т. были исполнены «Страсти по Матфею» и месса h-moll И. С. Баха, «Missa Solemnis» Бетховена, «Немецкий реквием» Брамса и Реквием Верди. Особое место в муз. жизни Т. занимает органная музыка. Первые сведения об органах в Т. встречаются в документах 1422; известно, что при пожаре в 1433 погибли все церк. органы города. К сер. 15 в. в домах богатых горожан появились маленькие органы (позитивы), что способствовало распространению бытового музицирования. В некоторых документах 1502 упоминается мастер органов доминиканский монах Петер. В 1588 в церкви Олевисте был установлен орган с 38 регистрами. Большие органы были построены и в церквах Нигулисте (1639) и Пюхавайму (1670). В 17-18 вв. в Т. работал К. Бусбецкий - ученик Д. Букстехуде. С кон. 18 в. на гастроли приезжали известные органисты-виртуозы - Г. Й. Фоглер (1787), И. В. Геслер (1792), И. Ц. Тауггэ (1812) и др. В 19 в. органы (большинство из них построено местными мастерами) были уже во всех церквах Т. и во мн. школах. В нач. 20 в. успешно работала органная фирма А. Теркмана. Издавна таллинские мастера изготавливали фп.; в кон. 18 в. свои инструменты рекламировали И. Гребнер и М. Нейдхард, в 19 в. - X. X. Фалк и Т. Софа, а в нач. 20 в. - фирма Крэман - Олбрей, позже - К. Саар, Э. Хийс и др. В 1906 в Т. при обществе «Эстония» был создан нац. проф. муз. театр (см. Эстонский театр оперы и балета), в труппу которого вошли певцы О. Микк-Крулль, А. Сяллик, X. Эйнер, Б. Хансен, дирижёр Р. Кулль, ставшие основоположниками нац. оперы. В 1907 театр пост. оперетту С. Джонса «Гейша», в 1908 - оперу Ф. Флотова «Алессандро Страделла». Со дня основания театра начал свою деятельность театр. оркестр, который в 1907-10 в составе 40 чел. давал также концерты под упр. О. Хермана. В 1913 оперная, балетная и драм. труппы получили новое театр. здание «Эстония», что явилось значит. событием в муз. жизни города. В конц. зале «Эстония» (с большим органом эст. фирмы «Теркман») регулярно проходили симф. и камерные концерты. В 1910 на 7-м всеобщем певч. празднике впервые были проведены большие концерты симф. и ораториальной музыки, программа которых состояла в основном из произв. эст. композиторов (А. Лемба, А. Капп, Р. Тобиас, М. Хярма). Начиная с сезона 1915/16 в Т. систематически проводились симф. концерты под рук. дирижёра Р. Кулля. В сезоне 1916/17 состоялось 118 концертов, из них 11 симфонических, остальные - т. н. народные (устраивались по воскресеньям, в репертуаре - популярные произв. мировой классики); в сезоне 1919/20 - 62 концерта, из них 28 симфонических. В нач. 20 в. в Т. появляются рабочие хоры и дух. оркестры (в т. ч. обществ «Валвая» и «Пандорин», оркестр рабочих фабрики А. М. Лютера и рабочий хор железнодорожных ф-к); в их репертуар входили и революц. песни («Марсельеза», «Интернационал», «Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянка»). После установления Сов. власти в Т. [26 окт. (8 нояб.) 1917] активизируется деятельность рабочих коллективов, издаются революц. песни, создаётся отделение Всеросс. общества оркестрантов, проводятся массовые концерты-митинги, в т. ч. в нар. доме «Олеви». Активное развитие муз. жизни города было прервано вторжением в Эстонию войск интервентов (февр.-ноябрь 1918) и установлением бурж. республики, что привело к изоляции эст. культуры от России. В период бурж. диктатуры муз. искусство развивалось благодаря усилиям прогрессивных деятелей культуры. В 1919 в Т. было создано Высшее муз. уч-ще (с 1923 - консерватория), первыми педагогами которого были выпускники Петерб. и Моск. консерваторий; в их числе - композитор, органист и хор. дирижёр М. Людиг (первый директор Таллинской консерватории), а также пианист и композитор А. Г. Лемба и комп. А. Й. Капп. В 20-30-е гг. консерваторию окончили такие видные впоследствии музыканты, как композиторы Э. Аав, Э. Арро, Э. Капп, Г. Эрнесакс, органист X. Лепнурм, певцы Т. Куузик, Э. Маазик и др. Основанный в 1921 Союз эст. певцов (Союз эст. певч. хоров) сосредоточил внимание на деятельности хоров и дух. оркестров, под его руководством проводились и очередные певч. праздники в Т. (1923, 1928, 1933, 1938). Любительские хоры в этот период достигли высокого художеств. уровня. С 1924 союз издавал (ежемесячно) муз. журн. «Muusikaleht». В 1923 в Т. открылся Муз. музей (ныне Музей театра и музыки). Конц. жизнью руководил отдел музыки общества «Эстония». В 1924 осн. Эст. акад. общество композиторов, которое занималось пропагандой камерной музыки. Значит. роль играли создаваемые с 1927 объединения рабочей музыки; основанное в 1929 таллинское «Об-во рабочей музыки» («Töölismuusika Selts») устраивало т. н. народные концерты симф. и духовой музыки. В 1930 в Т. был создан эст. «Союз рабочей музыки» («Töölismuusika Liit»), который объединял рабочие муз. коллективы Эстонии. Значит. роль в пропаганде муз. культуры сыграло Таллинское муз. радиовещание (с 1926). На Радио работали симф. оркестр и камерные ансамбли. С 1928 для исполнения крупных симф. произв. оркестр радиовещания объединялся с оркестром театра «Эстония». В этот период оркестром часто дирижировали гастролёры Г. Абендрот, В. Бердяев, А. К. Глазунов, А. Коутс, H. A. Малько, И. Ф. Стравинский и др. В Т. на гастроли приезжали С. С. Прокофьев, Д. Ф. Ойстрах, В. В. Барсова, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов и др. Ведущим эст. композитором и педагогом в Т. был А. Капп, во многом способствовавший развитию муз. жизни в 20-40-е гг. Событием стала пост. в театре «Эстония» в 1928 первой эст. оперы «Викерцы» («Викинги») Э. Аава. Здесь же в кон. 30-х гг. пост. произв. советский композиторов - опера «Тихий Дон» и балет «Красный мак». В Т. состоялась премьера первой эст. сов. оперы «Огни мщения» Э. Каппа (1945). С восстановлением Сов. власти в Эстонии (21 июня 1940) начались реорганизация муз. жизни Т., становление социалистич. муз. культуры города. Создаются Гос. филармония, Союз композиторов Эстонии, Дом нар. творчества; государственными становятся консерватория, театр «Эстония»; начинает издаваться ежемесячный журн. «Театр и музыка». Это интенсивное развитие было прервано Великой Отечеств. войной 1941-45. Эвакуированные в Ярославль мн. эст., в т. ч. таллинские, композиторы и музыканты объединились в «Эстонские гос. художеств. ансамбли» (1942) - были созданы муж. и смешанный хоры, симф. н эстр. оркестры, квинтет духовых инструментов. С 1944 в освобождённом от оккупации Т. определился быстрый подъём муз.-культурной жизни. Возобновляет работу симф. оркестр радио (с 1975 - Гос. симф. оркестр Эст. ССР); на базе муж. хора (осн. в Ярославле) Г. Эрнесакс в 1944 организовал при филармонии первый эст. проф. муж. хор (с 1952 - Гос. акад. муж. хор Эст. ССР). Создаются муз. коллективы - смешанный хор (1945), эстр. оркестр (1946) (ныне коллективы Эст. телевидения и радио). При консерватории по инициативе В. Алумяэ осн. струн. квартет. Очагом оперной и балетной культуры стал Гос. театр Эст. ССР «Эстония». В 1949 от него отделилась драм. труппа; с 1950 - академический. Муз. спектакли ставятся и в Т-ре юного зрителя (осн. в 1965). Центр. конц. организацией Т. является Филармония Эст. ССР, к-рая устраивает симф. и камерные концерты, авторские концерты композиторов, выступления солистов - певцов и инструменталистов, широко популяризирует нац. муз. культуру, обеспечивает в Т. гастроли крупнейших сов. и заруб. мастеров муз. искусства, что во многом способствует оживлению муз. жизни города. Активную конц. деятельность ведут Таллинский камерный оркестр (с 1961), Таллинский камерный хор (с 1962), камерные ансамбли филармонии - 2 струн. квартета, трио, Квинтет дух. инструментов им. Я. Тамма, а также эстр. ансамбль «Лайне» (с 1965). Концерты проходят гл. обр. в конц. зале «Эстония» и зале Ратуши. Мн. муз. коллективы Т. с успехом выступают в разл. городах Эстонии и др. республик Сов. Союза. Большую работу по пропаганде муз. произв. ведут Эст. радио и телевидение (с 1955). Осн. в 1941 Союз композиторов Эстонии на 1 янв. 1978 насчитывал 72 чел., из них 67 - в Т. Центр муз. образования - Таллинская консерватория. В 1944 в Т. осн. Муз. уч-ще (с 1976 - имени Г. Отса), в 1961 - средняя муз. школа; имеются 2 детские муз. школы. В Т. работают Студия грамзаписи и завод компакткассет (с 1971) фирмы «Мелодия», издательство «Ээсти Раамат» и эст. отделение Муз. фонда СССР, Таллинская фп. фабрика (осн. в 1951; её конц. и кабинетные рояли «Эстония» получили междунар. признание). Широкий размах приобрела музыкально- художеств. самодеятельность; создаются многочисл. хоры, эстр. оркестры, вок. ансамбли. Лучшие из них активно участвуют в муз.-конц. жизни города. Особое распространение получила хор. песня. Начиная с 1947 в Т. каждые 5 лет продолжают проводиться всеобщие певч. праздники, в 1969 состоялся юбилейный (в дни праздника устраиваются вечера нар. творчества, на открытых эстрадах ставятся муз. спектакли, оперы). С 1972 в Т. дважды в течение 5 лет проходят всесоюзные фестивали хоров, с 1967 - респ. конкурсы исполнителей (вокалистов и инструменталистов).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ТА..

СТАНЬО

СТАСОВ

СТВИРИ

СТЕФАН

СТЕФЮК

СТРАНК

СТРУВЕ

СТРУНА

СТУПКА

СТЫРЧА

СУЗАТО

СУЛИНГ

СУМЕРА

СУРКОВ

СУРНАЙ

СУХОНЬ

СЫТНИК

ТАВЛЯК

ТАЙФЕР

ТАЛЛИС

ТАЛЬЯН

ТАМАРА

ТАМАША

ТАМТАМ

ТАМУРА

ТАНАБЕ

ТАНАКА

ТАНБУР

ТАНЕЕВ

ТАНСЕН

ТАТРАИ

ТАУЗИГ

ТАШНЕР

ТАШЧЯН

ТВЕЙТТ

ТЕЙЛОР

ТЕОРБА

ТЕПЛОВ

ТЕРМЕН

Музыкальный словарь ver16