на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТАНГО (испан. tango; вероятно, слово афр. происхождения, хотя музыка и хореография танца, распространившегося в нач. 20 в. по всему миру под назв. «аргентинское Т.», - креольские). Первые упоминания о Т. в Лат. Америке относятся к кон. 18 - нач. 19 вв., когда этим словом обозначали негр. праздник с танцами и пением, а также место, где он проходил. В Испании в 1-й пол. 19 в. у андалусийских цыган Т. называли любой праздник с танцами. В то же время в Андалусии было известно (не позднее сер. 19 в.) «цыганское» T. (tango gitano) - сольный женский танец, принадлежавший к группе танцев фламенко и, следовательно, не имевший никакой генетич. связи с позднейшим аргентинским Т. Известен также как парный бальный танец, в истории развития которого различаются три последоват. этапа: 1) андалусийское Т. (tango andaluz) - шуточная, иногда сатирич. уличная песенка, популярная в 1850-80-х гг. в Севилье и сохранявшаяся до нач. 20 в. Андалусийское Т., очевидно, имеет общий источник с кубинской хабанерой, распространившейся в Испании около сер. 19 в. под назв. амер. Т. Мелодии андалусийского Т. представляют собой 16-тактовый период, состоящий из двух 8-тактовых предложений (соответственно куплету и рефрену), в двудольном размере и умеренно подвижном темпе. Отличит. черта андалусийского Т. - остинатная фактура гитарного аккомпанемента с постоянным ритмом 2/4 в куплете и 2/4 в рефрене и неизменным гармонич. контуром с чередованием T и D в мажоре: Андалусийское танго «Хозяйка дома». 1880-е гг. В кон. 1870 или нач. 1880-х гг. андалусийское Т. распространилось в Аргентине, где к тому времени были очень популярны две мелодически и особенно ритмически схожие между собой (хотя и разного происхождения) и одноврем. близкие андалусийскому Т. песенно-хореографич. формы: кубинская хабанера и аргентинская милонга. 2) Креольское T. (tango criollo) - вначале песня, а в кон. 1880 - нач. 1890-х гг. - танец. Креольское Т. возникло в 1880-х гг. от смешения мелодич. и ритмич. элементов кубинской хабанеры и аргент. милонга. Оно взяло от андалусийского Т. и хабанеры остинатную ритмоформулу аккомпанемента и двухчастную структуру периода, а от милонги - более острый ритм с синкопами на сильных долях. Исполнялось в сопровождении аккордеона, мандолины или маленьких уличных оркестров, состоявших из гитары, скрипки, арфы и флейты. Хореография креольского Т. близка хабанере и милонге, это - парный танец de pareja suelta, в котором партнёры танцевали отдельно друг от друга. Г. Диес. Креольское танго «Эль портеньито». 1880-е гг. 3) Аргентинское T. (tango argentino) возникло в кон. 1890-х гг. в результате изменения хореографии креольского Т. - из танца de pareja suelta он превратился в танец de pareja enlazada, т. е. парный танец, в котором партнёры движутся, обняв друг друга за плечи (как в совр. Т.). Впервые аргент. Т. появилось на театр. подмостках Буэнос-Айреса в сарсуэле «Креольское правосудие» Сориа (1897). На протяжении первого десятилетия 20 в. были сочинены сотни аргентинских Т. Популярными авторами были А. Вильольдо, Р. А. Мендисабаль, Х. Мальо, Д. Санта-Крус Уилсон, Э. П. Дельфино, позднее - X. Сандерс, Э. Донато, X. Матос Родригес (автор известного Т. «Кумпарсита»). А. Вильольдо. Аргентинское танго «Эль чокло». 1903. Т. исполняли спец. оркестры в кафе, ресторанах, кинотеатрах и танцзалах, а также на улицах - уличные «дуэты» и «трио» музыкантов (обычно в составе аккордеона, концертины и бандонеона). Параллельно с Т.-танцем возникла самостоят. форма Т.-песня (tango-cancion). В 1910 один из аргентинский композиторов-пропагандистов этого танца Э. Саборидо привёз музыку и хореографию аргент. Т. в Париж. Усовершенствованное парижскими хореографами аргент. Т. вскоре распространилось во всём мире.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь