на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТАРАКАНОВ Михаил Евгеньевич (р. 20 II 1928, Ростов-на-Дону) - советский музыковед. Доктор искусствоведения (1971). В 1952 окончил теоретич. отделение теоретико-композиторского ф-та Моск. консерватории (у С. С. Скребкова). В 1955-60 преподавал гармонию в Моск. консерватории, с 1960 мл. науч. сотрудник, с 1971 ст. науч. сотрудник Всесоюзного института искусствознания. Автор исследований по теоретич. проблемам сов. музыки, вопросам совр. заруб. и сов. муз. театра, крупных монографий, посв. творчеству С. С. Прокофьева и А. Берга.
Соч.: Вернуться на путь народности, «СМ», 1950, No 12; Проблема конфликта в симфонической музыке, там же, 1954, No 10; О программности в музыке, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 1, М., 1954; О выражении конфликтов в инструментальной музыке, там же, т. 2, М., 1956; Шестая симфония Н. Я. Мясковского, «СМ», 1956, No 7; О симфонизме Н. Мясковского, там же, 1961, No 4; Неотложные проблемы, там же, 1961, No 10; Мелодические явления в гармонии С. Прокофьева, в сб.: Музыкально-теоретические проблемы советской музыки, М., 1963; Если подвергнуть анализу, «СМ», 1965, No 6; Новые образы, новые средства, там же, 1966, No 1, 2; Музыкальной критике - конец?! (Лирические размышления), там же, 1967, No 3; Талант в развитии, там же, 1967, No 10; Стиль симфоний Прокофьева, М., 1968; Новая жизнь старой формы, «СМ», 1968, No 6; Новое свидетельство таланта, там же, 1968, No 10; Заметки о новом сочинении, там же, 1971, No 7; Прокофьев и некоторые вопросы современного музыкального языка, в кн.: С. С. Прокофьев. Статьи и исследования, М., 1972; Новая тональность в музыке XX века, веб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 1, М., 1972; Проблема лада и тональности в трех книгах о Прокофьеве (три очерка), в сб.: Музыкальный современник, вып. 1, М., 1973; Быть или не быть «Гамлету» в балете?, «СМ», 1973, No 5; На пути к взаимопониманию, там же, 1975, No 4; Возрождение жанра. (О концерте для флейты, фортепиано и камерного оркестра Б. Тищенко), в сб.: Музыка России, вып. 1, М., 1976; Музыкальный театр Альбана Берга, М., 1976; Вариантное развитие в «Музыке для струнных, ударных и челесты» Б. Бартока, в сб.: Бела Барток, М., 1977; Музыкальная концепция балета Р. Щедрина «Анна Каренина», в сб.: Музыкальный современник, вып. 2, М., 1977; Поэма Гоголя на оперной сцене, «СМ», 1977, No 10. Л. Б. Римский.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь