на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ТАРТИНИ (Tartini) Джузеппе (8 IV 1692, Пирано, Истрия, ныне Пиран, Югославия - 26 II 1770, Падуя) - итал. скрипач, композитор, педагог и муз. теоретик. С детства обучался игре на скрипке в Пирано, затем в Каподистрии. В 1708 поселился в Падуе, занимался на юридич. ф-те университета. Однако основным его увлечением была музыка. Одарённость, а также напряжённая, преим. самостоят., работа способствовали формированию Т. как выдающегося скрипача. По семейным обстоятельствам (вступил в тайный брак с родственницей кардинала Корнаро) Т. был вынужден покинуть Падую. В 1710-14 находился в францисканском (минористском) монастыре в Ассизи, где изучал теорию музыки и композицию под руководством чеш. композитора и теоретика Б. М. Черногорского. С 1714, вероятно, до 1716 был скрипачом оперного театра в Анконе. В это время встретился с P. M. Верачини, оказавшим на Т. значит. влияние. В годы изгнания Т. продолжал совершенствовать своё исполнит. и композиторское мастерство. Beроятно, в этот период написаны «Искусство смычка» (50 вариаций на тему гавота А. Корелли) и первый вариант сонаты «Дьявольская трель» («Trillo del diavolo»). К тому же времени относятся его изыскания в области акустики - открытие комбинационного тона (terzo suono, т. е. «третьего звука»), которому Т. придавал существ. значение в интонировании (в достижении чистоты интонации). По возвращении в Падую (1716) до конца жизни возглавлял (с небольшими перерывами) оркестр капеллы в базилике Сант-Антонио, регулярно выступал как скрипач-солист. Концертировал также в Венеции, Милане, Болонье, Неаполе, Флоренции и др. городах Италии. В 1723 в числе лучших музыкантов Европы Т. был приглашён в Прагу для участия в муз. торжествах по случаю коронации Карла VI. В 1723-26 состоял камер-музыкантом в пражской капелле графа Кинского (возможно, посетил с капеллой Вену). Крупнейший представитель итал. скр. школы, Т. внёс значит. вклад в развитие классич. инстр. жанров сонаты и концерта, обогатил средства исполнения на скрипке. Игра Т. славилась выразительностью, красивым певучим тоном и технич. совершенством, в частности богатством штрихов и развитой техникой левой руки. Т. принадлежит более 350 произв., преим. скрипичных - 125 концертов с оркестром, 175 сонат для скрипки с basso continuo и с разл. инструментами, 14 маленьких сонат для скрипки соло (частично с basso continuo ad libitum), a также трио-сонаты, квартеты (Quadro), единичные вок. сочинения, в т. ч. Miserere, Stabat Mater и др. При жизни Т. была издана лишь незначит. часть его произведений. Большинство их в рукописях хранится в разл. архивах Падуи, Анконы, Парижа, Беркли, Марбурга, Вены. В 1950-70-х гг. в Италии, гл. обр. в Падуе и Милане, изданы мн. сонаты и концерты Т. Для инстр. соч. Т. характерны углублённость содержания, выразительность мелодики, красочный муз. язык, простота и ясность формы. В мелодич. интонациях, в живых разнообразных ритмах нашли отражение нар. элементы, не только итальянские, но и славянские. Живая образность его муз. мышления проявляется в своеобразной программности (программные заголовки его сонат «Дьявольская трель», «Покинутая Дидона» - «Didone abbandonate» и т. п., а также поэтические motto, которые в зашифрованном виде он предпосылал своим соч.). В концертах и сонатах Т. устанавливается трёхчастность с контрастным расположением частей; нередко контрасты содержатся и в пределах одной части. Медленные части отличаются задушевным лиризмом, порой драм. патетикой; быстрые - энергией, живостью, танцевальностью, а также грацией. Часто поэтичной, исполненной грусти лирике противопоставляется жизнерадостность и мужественность. Музыка Т. требует от исполнителей певучести звука, виртуозной пассажной и штриховой техники в быстрых частях. Теоретич. воззрения Т. раскрываются в трактатах, а также в его полемич. переписке с Дж. Б. Мартини, Ф. Альгаротти, Ж. Ж. Руссо и др. современными ему муз. учёными. Мн. теоретич. положения, выдвинутые Т., родственны принципам Ж. Ф. Рамо, с его стремлением следовать природе, искать объективные основы муз. гармонии. В последние годы жизни Т. был склонен к абстрактно-философским размышлениям, близким пифагорейскому учению о гармонии. Из трудов Т. (в 60-70-х гг. 20 в. вышли их факсимильные переиздания) в значит. мере сохранил значение «Трактат об украшениях» (изд. в 1771), который переиздан под ред. Э. Р. Якоби (1961) с приложениями факсимиле оригинального итал. текста, главы «Правила ведения смычка» («Regole per le arcate»), которой не было в 1-м (франц.) издании, а также письма Т. к ученице М. Сирмен-Ломбардини, содержащего наставления в занятиях на скрипке. Много времени Т. отдавал педагогич. деятельности. В 1727 организовал в Падуе муз. академию, привлёкшую не только итал., но и иностр. музыкантов (за Т. закрепилась слава Maestro delle nazioni - «учителя наций»). Среди его учеников - Д. Далль 'Окка, М. Сирмен-Ломбардини, Ф. Манфреди, П. Нардини, Д. Феррари, П. Лауссе, И. Г. Граун, Ф. В. Руст. Соч. (издания): концерты для скр. с орк. - 6 Соncerti а 5 е 6 stromenti a violino principale, violino primo di ripieno, violino secondo, alto, viola, organo e violoncello, op. 1, libro 1 (Amst., 1728), 6 Concerti a 5 stromenti…, op. 1, libro 3 (Amst., 1728), 6 Concerti a 5 stromenti…, op. 1, libro 2 (Amst., 1730), 6 Concerti a 8 stromenti, op. 2 (Amst., 1732-33) и др.; трио-сонаты (для 2 скр. и basso continuo) - 6 Sonate a tre, op. 8 (P., 1749), 12 Sonatas for two violins and a bass (L., 1750), 6 Sonate a due violini e basso continuo (Amst., ок. 1755); Twelwe Sonatas in three parts, op. 3 (L., 1756); сонаты (для скр. с др. инструментом) - 6 Sonate a violino e vlolone о cimbalo, op. l (Amst., 1732), 13 Sonate a violino e violoncello о cimbalo, op. 1 (Amst., 1734), 6 Sonate a violino e violoncello о cimbalo, op. 2 (Amst., 1743), 12 Sonate a violino e basso, op. 2 (Roma, 1745), 6 Sonates а violon seul avec la basse continue, op. 4 (P., 1747), 6 Sonates а violon seul avec la basse continue, op. 5 (P., 1747?), 6 Sonate a violino e violoncello о cimbalo, op. 6 (P., 1748), 6 Sonate a violino solo col basso, op. 7 (P., 1748), 6 Sonate a violino e violoncello о cimbalo, op. 9 (P., после 1761), 3 сонаты (в т. ч. Дьявольская трель), в изд.: Cartier J. В., L'art du violon (P., 1798); 26 piccole sonate per violino e violoncello [12] e per violino solo [14], v. 1-2, Padova, 1970; вариации для скр. и basso continuo, в т. ч. Nouvelle йtudepar Mr. P. Pinelli Augmentee d'une gavotte de Corelli (P., ок. 1745), переизд. - L'Arte del arco ou l'art d'archet contenant 38 variations (P., 1758), переизд. - L'arte dell'arco о siano cinquanta variazioni (Napoli, после 1782); духовная музыка - Miserere, Stabat Mater и др. Лит. соч.: Trattato di musica secondo la vera scienza dell'ar-monia, Padova, 1754; De principi dell'armonia musicale contenuta nel diatonico genere, Padova, 1767; Risposta di G. Tartini alla critica del di lui Trattato di musica di mons. Le Serre di Genevra, Venezia, 1767; Traitй des agremens de la musique, P., 1771.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ТА..

СТРАШАК

СТРЕТТА

СТУПЕНЬ

СУИТНЕР

СУРДИНА

СУРЖИНА

СУТЯГИН

СЫБЫЗГЫ

СЯМИСЭН

ТАБАКОВ

ТАВАРИС

ТАДЖИЕВ

ТАМАНЬО

ТАМБЕРГ

ТАМПЕРЕ

ТАНСМАН

ТАРАНОВ

ТАРДЖАН

ТАРЕЛКИ

ТАШКЕНТ

ТБИЛИСИ

ТЕГЕРАН

ТЕДЕСКА

ТЕДЕСКО

ТЕЛЕМАН

ТЕМЯНКА

ТЕРЁХИН

ТИББЕТТ

ТИЛИНКА

ТИЛЬМАН

ТИЛЬЯРД

ТИМОХИН

ТИМОШИН

ТИППЕТТ

ТИТТЕЛЬ

ТИХАЧЕК

ТИХОНОВ

ТИЩЕНКО

ТОККАТА

Музыкальный словарь ver16