на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТАУЗИГ (Tausig) Карл (Кароль) (4 XI 1841, Варшава - 17 VII 1871, Лейпциг) - польский пианист и композитор. По национальности чех. Учился у отца, чеш. пианиста и композитора Алоиза Т. (1820-85; ученик З. Тальберга), в 1855-59 - у Ф. Листа в Веймаре. С 1859 гастролировал во мн. странах, в т. ч. в России (1870), С 1865 жил в Берлине, где в 1866 осн. Школу высшего пианистич. мастерства. Был дружен с И. Брамсом и Р. Вагнером. Любимый ученик Листа, Т. - один из величайших мастеров в истории пианистич. искусства. Его игра отличалась исключит. техникой, виртуозностью, вдохновением. Обладал композиторским дарованием - написал концерт для фп. с оркестром, 2 фп. этюда (выделяется Fis-dur), симф. поэмы; ему также принадлежат фп. транскрипции: сонаты Д. Скарлатти (в т. ч. «Пастораль», «Каприччо»; назв. даны Т.) и др., органная токката и фуга, хор. прелюдия И. С. Баха; 3 фрагмента из струн. квартетов Л. Бетховена, «Приглашение к танцу» Вебера, один из «Военных маршей» и один из полонезов Шуберта, «Контрабандист» Шумана, фрагменты из «Валькирии» и «Тристана и Изольды» Вагнера, 3 вальса Штрауса и др., переложение для фп. оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера и редакция «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха. Сохранили значение инструктивные работы Т.: обработка избранных этюдов из сб. этюдов «Путь к Парнасу» М. Клементи, а также «Ежедневные упражнения» («Tägliche Studien»; посмертно изданы Г. Эрлихом под назв. «Как освоить фортепиано» - «Wie ьbt man Кlavier?», 1879, 1900; англ. изд., N. Y., 1879, 1917).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь