на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТАФФАНЕЛЬ (Taffanel) Клод Поль (16 IX 1844, Бордо - 22 XI 1908, Париж) - французский флейтист, дирижёр и муз.-обществ. деятель. В 1865 окончил Парижскую консерваторию, по классу флейты занимался у Н. Ребера и В. Ж. Стенкиста (Дорю). В 1862-64 флейтист в оркестре театра «Опера комик». В 1864-90 солист, в 1892-1908 дирижёр оркестра «Гранд-Опера», в 1867-92 солист, в 1892-1901 дирижёр оркестра Об-ва концертов Парижской консерватории. Крупнейший музыкант-виртуоз 2-й пол. 19 в., основатель совр. франц. школы игры на флейте, Т. сыграл значит. роль в развитии камерного исполнительства на дух. инструментах. Принимал активное участие в организации Национального музыкального общества. В 1879 осн. Об-во камерной музыки для дух. инструментов (Societй de musique de chambre pour instruments а vent), был одним из организаторов Парижского камерного оркестра (1872). Много концертировал как солист и ансамблист, пользовался большой популярностью во Франции и др. странах. Гастролировал в России в 1887 (совм. с К. Сен-Сансом) и 1889 (по инициативе П. И. Чайковского выступал в концертах Моск. отделения РМО). С именем Т. связан неосуществлённый замысел конц. пьесы для флейты П. И. Чайковского, который в 1888 в Париже часто встречался с Т., слушал его в концертах. В 1893-1908 Т. был профессором Парижской консерватории пo классу флейты. Среди его учеников - Л. Флёри, Ф. Гобер, Г. Бланкар. Автор квинтета для деревянных духовых инструментов, многих фантазий и пьес для флейты и фп.; ему принадлежат многочисленные переложения для флейты, а также методические соч. «Школа игры на флейте…» («Methode complete de flute en 8 parties», совм. с Ф. Гобером, Р., 1923) и «17 больших ежедневных упражнений…» («17 grands exercices journaliers de mecanisme…», P., 1927). Принимал участие в работе над «L'Encyclopedie de la musique» Лавиньяка (1920-1929); для неё им написаны статьи «Флейта» («La flute») и «Искусство дирижирования» («L'Art de diriger»).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь