на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ТБИЛИСИ (до 1936 - Tифлис) - столица Груз. ССР, промышленный и культурный центр. 1066 тыс. жит. (на янв. 1979). Т. является гл. городом Грузии с 5-6 вв. Сведения о муз. жизни Т. сохранились в старинных летописях и лит. памятниках древних веков. С принятием христианства (337) развивается груз. церк. пение. С 5 в. в церк. школах пение вводится как предмет обучения. Организуются разл. виды духовных хоров и ансамблей (гунди, даси, мцкобри), разрабатывается система груз. муз. письма, составляются первые сборники духовных песнопений. Среди крупнейших гимнографов и песнопевцев - М. Модрекили; составленный им сб. «Иадгари» (978-988) включал, кроме его собств. произв., напевы ирмосов и гимны др. авторов, записанные знаками муз. письма (типа невм). С древних времён музыка сопровождала нар. празднества и обряды, ратные походы. Проводниками и популяризаторами тбилисского гор. муз. фольклора, прошедшего многовековой путь историч. развития, были проф. певцы-музыканты, т. н. мгосани и мутрибы, исполнявшие одногол. песни под аккомпанемент вост. инструментов - тара, саза, кеманчи. Освободив Т. от трёхвекового господства иноземных захватчиков, царь Давид Строитель сделал его столицей объединённой Грузии (1122). В эпоху царицы Тамары (кон. 12 в.), наряду с расцветом светской и духовной прозы, поэзии, архитектуры, изобразит. искусства, высокого развития достигла светская музыка. Оды и поэмы груз. поэтов (в т. ч. Ш. Руставели, И. Шавтели, Чахрухадзе) исполнялись певцами в сопровождении разл. муз. инструментов. Широкое распространение получило искусство мутрибов и мгосани, появились инстр. и вок.-инстр. ансамбли. Географич. положение Т. (на рубеже Запада и Востока) обусловило синтез культур, наложивший отпечаток и на муз. жизнь города. Взаимовлияние груз. городской и вост.-ашугской культур способствовало возникновению в кон. 18 в. особой разновидности песенного фольклора, т. н. песен старого Тбилиси. Среди прославленных груз. ашугов - Саят-Нова, Сатара, Мачабели, Шаншиашвили, Сагинашвили, Шамчи-Мелко, Евангула, Чипр-Далакишвили, Азира. Наибольшей популярностью песни старого Тбилиси пользовались среди ремесленников и торговцев, т. н. карачохели и кинто. Неоднократные вражеские нашествия в 13-17 вв. тормозили развитие нац. культуры города, в т. ч. музыкальной. Возрождению светского муз. искусства в Т. в 18 в. во многом способствовали крупнейшие поэты-певцы Бесики и Саят-Нова, обществ. деятели и учёные, среди которых - Сулхан Саба Орбелиани (автор груз. толкового словаря, в котором значит. место отводится груз. муз. терминологии) и Иоанн Багратиони. Стремясь восстановить былые муз. традиции, царь Ираклий II (1744-98) учредил при духовных семинариях кафедральных соборов Т. хор. капеллы. Большое внимание уделялось муз. искусству в певч. школах при мн. церквах. В 1795 во время нашествия на Грузию персидских войск под предводительством Аги Мохаммед-хана Каджара погибли мн. культурные ценности Т. Новый этап в муз. жизни города наступил с присоединением Грузии к России (1801). Укрепились связи с рус. и европ. муз. культурами. Т. становится центром муз. просвещения не только Грузии, но и всего Закавказья. В первые десятилетия 19 в. значит. распространение получает музицирование в домах состоят. горожан. Видную роль в развитии нац. муз. искусства в Т. сыграли лит.-муз. салоны А. Г. Чавчавадзе, H. M. Бараташвили, Г. Д. Орбелиани, М. Г. Орбелиани, Е. К. Воронцовой, С. И. Додашвили и др. К этому периоду относятся и первые публич. выступления членов кружков любителей музыки, которые знакомили груз. общественность с рус. и зап.-европ. музыкой. Закладываются основы театр. и конц. жизни города. В 1845 в Т. открыт первый театр (на 340 мест); здесь под рук. Г. П. Яцеппа ставились рус. и укр. муз. комедии и водевили (в т. ч. «Москаль-Чарiвник», «Шельменко-денщик», «Наталка Полтавка»). В этом же помещении давались публич. концерты приезжими проф. артистами. Важной вехой в муз. жизни города стало открытие в 1851 постоянного оперного театра (здание построено арх. Скудиери; зрит. зал на 700 мест), на сцене которого в течение почти 30 лет играли разл. итал. труппы (в их репертуаре были произв. Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Дж. Мейербера, В. А. Моцарта и др. зап.-европ. композиторов). Т-р открыла итал. труппа оперой «Лючия ди Ламмермур» Доницетти. В 1852-53 здесь играла рус. балетная труппа из Петербурга. В 1874 здание театра сгорело и спектакли временно шли в летнем театре. С 1880 в Т. выступала рус. оперная труппа; ставились в основном произв. русский композиторов - М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, А. Г. Рубинштейна и др. С 1896 рус. труппа играла в новом здании, в т. н. Казённом театре (арх. B. А. Шреттер, зрит. зал на 1200 мест; см. Грузинский театр оперы и балета); здесь гастролировали разл. театр. труппы - Итал. опера (1897/98, 1910), Венская имп. оперетта (1903), Петерб. рус. имп. балет (1907/08- 1913), Азерб. оперетта под рук. У. Гаджибекова (1911, 1917), в разное время пели Ф. И. Шаляпин (1894, 1900, 1910, 1915), А. М. Давыдов (1895, 1913), H. H. Фигнер (1893, 1902, 1909; антрепренёр в 1903-04), Л. В. Собинов (1914, 1923), А. П. Боначич (1907) и др. Основанное в 1905 Тбилисское филармонич. общество осуществило пост. ряда оперных произв. рус. и зап.-европ. композиторов-классиков на груз. яз. С 1919 в репертуаре театра - первые груз. оперы: «Абесалом и Этери»; «Сказание о Шота Руставели» Аракишвили; первая комич. опера «Кето и Котэ» Долидзе. В 1921 театр стал государственным. В 60-е гг. 19 в. в связи с ростом нац.-освободит. движения начинается возрождение груз. нац. муз. искусства. В 1860 в Т. создан Комитет по восстановлению груз. церк. пения. С 70-х гг. издаются сборники нар. песен и духовных песнопений, их составили Н. Эристави (1872), М. Мачавариани (1878), А. С. Бенашвили (1886), З. И. Чхиквадзе (1896), И. Г. Каргаретели (1899 и 1909); были также опубликованы сборники Д. И. Аракишвили (1906, 1908, 1916) и З. П. Палиашвили (1910). Большую роль в пропаганде нар. песен играл груз. этнографич. хор Л. Д. Агниашвили (осн. в 1885; с 1886 выступал под упр. И. И. Ратиля). Открытие в 1883 Тбилисского отделения РМО (во главе с М. М. Ипполитовым-Ивановым) способствовало стабилизации конц. жизни Т. Организуются регулярные симф. концерты, систематич. характер принимают выступления груз. музыкантов-инструменталистов [пианист А. О. Мизандари, скрипач А. Н. Карашвили, виолончелист И. Ф. Сараджев (Сараджишвили)] и певцов (К. Гурамишвили, М. Дзнеладзе, П. Какабадзе, Ф. И. Коридзе, М. Нанобашвили, Е. Сараджишвили и др.). Одним из важных факторов, стимулировавших развитие конц. жизни города, явились гастроли крупнейших музыкантов; начиная с 80-х гг. 19 в. до 2-го десятилетия 20 в. в Т. выступали с концертами П. И. Чайковский (дирижировал авторским концертом, 1890), композиторы и пианисты А. Г. Рубинштейн (1891), С. В. Рахманинов (1911, 1916), пианисты А. И. Зилоти, А. Н. Есипова, А. К. Боровский, скрипач Л. С. Ауэр, виолончелисты К. Ю. Давыдов, А. В. Вержбилович, дирижёр C. А. Кусевицкий, певцы Ф. И. Шаляпин, Л. Г. Яковлев, М. К. Максаков, М. Д. Каменская, П. И. Цесевич и др., а также иностр. гастролёры, посетившие Россию, - пианисты И. Гофман, А. Грюнфельд, В. Лан- довска, скрипачи Г. Венявский, Б. Губерман, Я. Кубелик, Ф. Ондржичек, виолончелист Д. Поппер, певцы A. Барби, А. Мазини, А. Патти, Л. Тетраццини и др. Значит. оживление муз. жизни Т. было обусловлено также развитием муз. просвещения и образования. В 1-й пол. 19 в. в Т. открылись частные муз. классы О. И. Эшптейна, Л. М. Янишевского, В. Чижова, Ю. Кюнера; преподавание музыки велось и в ряде уч. заведений. В 1869 в первой муж. гимназии сформировался ученический симф. оркестр (44 чел.), изредка выступавший с публич. концертами. В 1871 открылась муз. школа Кавказского муз. общества. Осн. базой воспитания нац. кадров стали с 1873 Бесплатные хоровые классы, организованные X. И. Саванели и А. О. Мизандари (в ближайшие годы были открыты также классы фп., скрипки, сольного пения и муз.-теоретич. дисциплин). В 1876 муз. классы были преобразованы в муз. школу, в 1886 - в Муз. уч-ще РМО, которое возглавил Ипполитов-Иванов. Первый выпуск состоялся в 1888; к 1890 насчитывалось 13 классов. Уч-ще вело интенсивную конц. деятельность; учащиеся создали свои хор и симф. оркестр, педагоги - струн. квартет; ставились отрывки из опер, систематич. характер приобрели т. н. муз. собрания. В 1903 уч-ще получило новое помещение (ныне - здание Тбилисской гос. консерватории им. B. П. Сараджишвили), построенное на средства, поступившие от благотворит. концерта А. Г. Рубинштейна и пожертвования частных лиц. В 1904 состоялось открытие конц. зала. В числе ведущих педагогов уч-ща - И. С. Айсберг, Вик. Р. Вильшау, К. К. Горский, Н. С. Кленовский, А. О. Мизандари, К. А. Миньяр-Белоручев, Г. Г. Нейгауз, З. П. Палиашвили, Е. К. Ряднов, X. И. Саванели, И. Ф. Сараджев (Сараджишвили), Д. А. Усатов и др. В 1917 уч-ще преобразовано в консерваторию. В 1908 при Тбилисском филармонич. обществе (осн. в 1905) открылось второе муз. уч-ще, возглавленное З. П. Палиашвили. На высоком уровне было поставлено муз. образование в груз. гимназии, здесь преподавали З. П. Палиашвили, А. Н. Карашви-ли, музыкант-этнограф З. И. Чхиквадзе и др. Широкие возможности свободного развития нац. муз. культуры в Т. открылись с установлением Сов. власти в Грузии (1921). Большую организационную работу по строительству новых форм муз. жизни города в первое время осуществлял муз. отдел Наркомпроса Грузии (возглавлял его комп. М. А. Баланчивадзе). В 1922 в Т. создано Об-во молодых груз. музыкантов. Ведущую роль в нём играли композиторы Ш. М. Тактакишвили, Гр. В. Киладзе, И. И. Туския, И. Р. Гокиели, виолончелист Г. М. Тактакишвили. Гл. цель общества - пропаганда классич. симф. музыки и сочинений молодых груз. композиторов. Силами его участников были организованы симф. оркестр (1924; первый рук. И. П. Палиашвили) и струн. квартет (1925). В 1924 при консерватории открылась оперная студия, в 1927 создан первый в республике гос. хор; в том же году начинает работать муз. радиовещание. В 1928 в Т. осн. Ассоциация пролетарских музыкантов (в неё входили Ш. М. Азмайпарашвили, А. И. Букин, Гр. В. Киладзе, Ш. М. Мшвелидзе), в 1932 - Союз композиторов Грузии (первый пред. - Д. И. Аракишвили). С основанием в 1933 симф. оркестра Грузии (первый худ. рук. и гл. дирижёр Е. С. Микеладзе) богаче и разнообразнее стала муз. жизнь Т. С сер. 20-х гг. здесь проходили концерты крупнейших сов. музыкантов - пианистов К. Н. Игумнова, Г. Г. Нейгауза, скрипача М. Б. Полякина, позднее (в 30-е гг.) - пианистов Гр. Р. Гинзбурга, Л. Н. Оборина; выступали Квартет им. Глазунова, мастера сов. оперного искусства - В. В. Барсова, А. И. Батурин, В. А. Давыдова, К. Г. Держинская, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, М. П. Максакова, С. И. Мигай, А. В. Нежданова, А. С. Пирогов, М. О. Рейзен, Л. В. Собинов и др. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 в Т. были эвакуированы видные музыканты; своим искусством они обогащали муз. культуру города. Во главе симф. оркестра Грузии в 1941-1943 стоял А. В. Гаук, концертами дирижировали также Н. С. Голованов, О. А. Димитриади, К. К. Иванов, К. С. Сараджев, А. Л. Стасевич и др. Знаменательным событием явилось проведение в Т. в 1944 Декады сов. музыки республик Закавказья. В 1941 начал работать Гос. эстр. оркестр Груз. ССР под рук. Р. К. Габичвадзе, в 1944 - Гос. струн. квартет грузинской филармонии. С установлением Сов. власти в Грузии вводится общедоступная система муз. образования, возникает обширная сеть муз.-учебных заведений. Уже в нач. 20-х гг. в Т. было 9 муз. школ и 4 муз. уч-ща. В 1921 открывается 2-я (народная) консерватория (организатор и директор - Д. И. Аракишвили). В 1924 обе консерватории объединились в одну - Тбилисскую гос. консерваторию (первый директор - Ипполитов-Иванов). В 1924-25 при консерватории учреждаются 1-й и 2-й рабфаки (занятия проводились в клубах рабочих кварталов Т.). В 1932 оба рабфака слиты в один. В 1938 при консерватории открылась муз. школа-десятилетка для особо одарённых детей (с 1950 - Центр. муз. школа с интернатом). Начиная с 1952 при консерватории создаются оперная студия, камерный симф. оркестр под упр. О. Сапаришвили, хор, струн. квартет, вокальные ансамбли. Т. - город интенсивной муз. жизни, здесь работают многочисл. нац. коллективы. Большую конц. деятельность ведёт Груз. филармония, в систему которой входят (1979): Гос. симф. оркестр (рук. Дж. И. Кахидзе), Гос. хор. капелла (рук. Г. Ш. Мунджишвили), струн. квартет Груз. ССР (рук. Г. К. Барнабишвили), камерный оркестр (рук. Э. М. Санадзе), Гос. акад. засл. ансамбль нар. танца (осн. в 1945, худ. рук. Н. Рамишвили и И. Сухишвили), Гос. ансамбль песни и танца (худ. рук. Г. Бакрадзе), Гос. ансамбль песни и танца «Рустави» (худ. рук. А. Д. Эркомаишвили), Гос. ансамбль «Гордела» (худ. рук. Т. Кевхишвили), эстр. оркестр «Рэро» (1955; основатель К. Г. Певзнер, ныне худ. рук. Г. Гачечиладзе и А. Эбралидзе), вок.-инстр. ансамбли «Орера», «Иверия», «ВИА-75», «Аиси» и др. При Комитете радио и телевидения существуют симф. оркестр (дир. Л. Г. Киладзе), вок. октет М. Хателишвили, народно-этнографич. хор (рук. С. Лапаури), эстр. оркестр (рук. А. Н. Мамацашвили). При Муз.-хореографич. обществе работают камерные оркестр и хор (худ. рук. Ш. Шилакадзе). Концерты проходят в Большом и Малом залах филармонии и консерватории, во Дворце спорта и др. В Большом зале консерватории проводятся также концерты органной музыки. Многие коллективы с успехом гастролируют в городах Сов. Союза и за рубежом. Новые условия жизни привели к созданию и широкому распространению художеств. самодеятельности. Уже в 20-е гг. повсеместно возникали многочисл. самодеят. хор. кружки, которыми руководили признанные знатоки местной песенной традиции. Большую работу по пропаганде нар. творчества вели хор. коллективы под упр. Д. Лолуа, С. Кавсадзе, М. Кавсадзе, В. Симонишвили, К. Пачкория, М. Тархнишвили, А. Мегрелидзе, К. Гегечкори, А. Эркомаишвили и др. В 1929 в Т. проведена первая респ. олимпиада самодеят. искусства. С этого времени подобные смотры стали традиционными. В 1936 в Т. организован Дом нар. творчества (в 1978 в республике насчитывался 5191 коллектив художеств. самодеятельности). В активизации муз. жизни города большое значение имели Декады груз. искусства в Москве (1937, 1958) и фестивали «Закавказская весна» в Т. (1958, 1962, 1975). В Т. в разное время проводились Дни искусств РСФСР (в т. ч. Фестиваль рус. музыки, 1976), Азербайджана, Армении, Эстонии, Чехословакии, Венгрии и др. В Т. работают (1979): Груз. (Тбилисский) театр оперы и балета, Т-р муз. комедии им. В. Абашидзе (осн. в 1934), Груз. филармония, Консерватория им. В. П. Сараджишвили, 3 муз. уч-ща, Центр. муз. школа, экспериментальная муз. школа при консерватории (с 1978), 27 муз. школ-семилеток и св. 100 муз. школ-студий Мин-ва образования Груз. ССР. В Педагогич. и Театр. институтах имеются спец. муз.-педагогич. ф-ты и кафедры. Центром науч. мысли в области музыки, собирания и изучения груз. муз. фольклора являются кафедры истории, теории и нар. творчества (кабинет груз. нар. музыки осн. в 1938-39, с 1970 - кафедра) консерватории. В 1967 учреждено Муз.-хореографич. общество Грузии (пред. О. М. Гордели). С 1956 существует Тбилисское отделение фирмы «Мелодия». Интенсивную работу ведёт Дом-музей З. П. Палиашвили (осн. в 1962).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ТБ..

СТУПЕНЬ

СУИТНЕР

СУРДИНА

СУРЖИНА

СУТЯГИН

СЫБЫЗГЫ

СЯМИСЭН

ТАБАКОВ

ТАВАРИС

ТАДЖИЕВ

ТАМАНЬО

ТАМБЕРГ

ТАМПЕРЕ

ТАНСМАН

ТАРАНОВ

ТАРДЖАН

ТАРЕЛКИ

ТАРТИНИ

ТАШКЕНТ

ТЕГЕРАН

ТЕДЕСКА

ТЕДЕСКО

ТЕЛЕМАН

ТЕМЯНКА

ТЕРЁХИН

ТИББЕТТ

ТИЛИНКА

ТИЛЬМАН

ТИЛЬЯРД

ТИМОХИН

ТИМОШИН

ТИППЕТТ

ТИТТЕЛЬ

ТИХАЧЕК

ТИХОНОВ

ТИЩЕНКО

ТОККАТА

ТОЛПЫГО

ТОЛСТАЯ

Музыкальный словарь ver16